Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий
Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для
гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но
подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий
венец славы. (1 Пет 5:1-4)
Ранее мы говорили о том, что
пастор – не пророк и не священник, а также, что на нем лежит ответственность
проповедовать все, что есть в Писании. Сейчас я поделюсь своими соображениями
по вопросу власти пастора. Стиль
руководства пастора оказывает огромное влияние на атмосферу в церкви. Пастор может
не иметь личных отношений с множеством людей в церкви, но то, как он руководит,
создает общий фон. На этом фоне и рисуется картина церковной жизни и служение
каждого ее члена.
Сразу поясню, как я буду
использовать здесь слово «царь».
Царь – это тот, кто стоит выше всех остальных людей, и к
кому не применяются общие правила.
Когда кто-то в христианской церкви занимает такое
положение, тем самым он посягает на славу Христа. У царей могут быть разные
характеры. Они могут быть добрыми и злыми. Цари могут эксплуатировать свои
народы и заботиться о них. Но от этого они не перестают быть царями.
Если пастор руководит как пророк –
человек приходит в церковь в поисках новых откровений. Если пастор руководит
как священник – человек приходит в церковь за порцией благодати, даруемой через
руки служителя. Если пастор руководит как царь – человек приходит в церковь как
подданный. С уст такого пастора часто звучат такие слова как «послушание», «смирение»,
«авторитет». Он – полководец, ведущий битву против какого-то зла или за
какое-то добро. А на войне нужно строгое вертикальное подчинение. Этим злом
может быть что угодно. Главное, чтобы оно было где-то упомянуто в Библии:
вредоносные учения, обмирщвление церкви, уход от традиций отцов и т.п. Конечно
же, оборотная сторона этой медали – это стремление к некоему благу:
благовестие, традиционные нравственные ценности, защита здравой доктрины, даже
любовь. Отдельно взятая цель или ценность поднимается на флаг. Царь-полководец
видит свою задачу в том, чтобы вдохновлять армию на жертвы и подвиги. Цели
ясны, задачи определены. Лучшее, что может делать рядовой – шагать в ногу,
делать посильный или непосильный вклад и задавать поменьше вопросов. Все
противоречия и неудачи поглощаются величием эсхатологического триумфа, к
которому ведет рулевой («Мы завоюем наш город для Христа»; «Мы сохраним нашу
церковь от мира»). Что-то не так? Не мешай, не критикуй, не спрашивай, лучше
иди делом займись. Высшие цели, на самом деле, не обязаны быть грандиозными и
воинственными. Они могут быть вполне простыми и приземленными. Главное, что
пастор выступает гарантом достижения
этих целей. Или сохранения статус-кво. Ведь когда полководец устает от войны, тогда
он жаждет хотя бы сохранить статус-кво. (О таком типе пастора здесь можно прочитать в поэзии).
Это я все лишь как пример привел.
Формы проявления царственности пастора могут быть разные. Это зависит от ряда
обстоятельств: особенности церкви, характера самого человека и т.д. Суть при
этом одна и та же. Форма вообще вещь обманчивая. Ее нужно расковырять и попробовать
на вкус ту суть, которая в ней содержится. Я встречал пасторов, которые
стараются вести себя как простые ребята (или как «смиренные братья», в
зависимости от возраста), они отвергают внешние царские атрибуты, но при этом
ведут себя как цари. Я встречал пасторов суровых и категоричных, но стиль их
управления говорит о подлинном смирении и уважении к людям. В Великобритании по
форме – монархия, по сути – демократия; в России и Беларуси по форме –
демократия, по сути – монархия.
Как все это связано с 1 Пет 5:1-4?
Два греха, от которых Петр предостерегает пастырей, стары как мир: любовь к деньгам и любовь к власти. Любовь к деньгам – во втором стихе, к власти – в третьем.
Все просто и гениально.
Природа власти и денег такова,
что их сложно отделить друг от друга. Они друг в друга перетекают, друг друга
взаимно обуславливают. Деньги – это топливо, на котором работает почти вся
человеческая деятельность. Власть – это руль, который направляет эту
деятельность. Обратите внимание, что не власть и деньги – грех, а любовь к ним. Грех происходит тогда, когда
цель и средство меняются местами. Ради денег – готов быть даже пастором! Какое
наслаждение в том, когда ты властвуешь над умами людей! Ради этого можно быть
пастором! Если почитать послания апостола Павла, мы увидим, что он говорил о
власти, данной ему Богом (2 Кор 10:8) и о деньгах, которые он может получать
заслуженно (1 Кор 9:6-12). Отличительной чертой его апостольства была
способность отказаться и от одного, и от другого. Павел имел законный административный ресурс, но
прибегал к нему в самую последнюю очередь.
Пастор-царь, поднявшись (как ему
кажется) на уровень выше своих братьев-христиан, уже не может отказаться ни от
денег, ни от власти. Он теряет отношения доверия. Он перестает управлять силой
убеждения и собственного примера. Он выходит за пределы досягаемости для
простых смертных. Он окружает себя внушаемыми поклонниками, а не думающими
критиками.
Забывается простая вещь: это Божье стадо. Божье. Божье. Пастор не владеет им, он за ним надзирает. Он управленец, а не
собственник. Он слуга, а не господин. Что он имеет в виду, когда произносит
слова «моя церковь»? Можно, конечно,
единственного числа избегать и все время говорит во множественном: «наша
церковь», «мы с братьями решили», но если эти слова звучат из уст прожженного
автократа, то это что-то вроде политической риторики о «воле народа».
Много где и много когда в церквях
говорится о том, что церкви нужно отличаться от мира. И это верно.
Примечательно вот что: в учении самого Христа наиболее явное противопоставление
между церковью и миром мы находим в следующем эпизоде:
Иисус же подозвал их и сказал: вы знаете, что властители
народов господствуют над ними, и вожди их повелевают ими. Но между вами да
будет не так. Если же кто из вас хочет стать главным, пусть будет всем слугой, и
если кто хочет стать первым, да будет рабом у всех, потому что и Сын
Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и
отдать жизнь Свою во искупление многих. (Мф 20:25-28)
Обмирщвление церкви – это прежде всего господство ее пастырей над
Божьим стадом! Это следование мирской философии «я начальник – ты дурак». Это
когда служитель – уже не слуга. Это когда, побыв долгое время в церковных
верхах, ты становишься специалистом по манипуляции сознанием людей. Это когда
твое совершенное владение христианским лексиконом позволяет тебе с легкостью
называть белое черным, а черное – белым, и никто не замечает подмены.
Пастор, подражающий Христу, будет
вести церковь словом и примером. Он будет видеть в ней цель, а не средство.
Пастор-царь будет возлагать здоровье, деньги, время и даже судьбы людей на
алтарь строительства великого Вавилона. Его успех – это трагедия. Если же такой
пастор становится нелюдимым, обрастает шерстью и начинает есть полевую траву –
не переживайте о нем: Бог его любит. Скоро все наладится.
Ещё бы конкретики: примеров автократизма и господства
ОтветитьУдалитьЯ, кстати, об этом думал. Надеюсь, об этом поговорим в следующей серии. :)
УдалитьДа, не в бровь, а в глаз.
ОтветитьУдалить