Время от времени я слышу от верующих, что пастору не
нужно богословское образование, а если и нужно, то это все равно не главное. Я
иногда вижу репосты цитат отечественных и западных авторов, где подчеркивается,
что каким бы умным и образованным ты ни был, это все равно бесполезно, если ты
не любишь людей и Бога от сердца. (Правда, очень часто это цитаты людей со
степенью магистра или даже доктора богословия, но это отдельный разговор.)
Подспудно это означает, что главное быть хорошим человеком, а тратить время на
толстые книги и академические лекции – пустая трата времени. Твоя церковь
ничего не получит от того, что ты поучишься, потому что простых людей все равно
не интересует, что там написано в греческом оригинале или почему Лютер не
договорился с Цвингли.
Для меня отрицание одними («простыми») христианами
важности того, чему посвящают свою жизнь другие («образованные») христиане
равносильно отрицанию одним членом тела важности существования другого члена
тела. Поэтому я всегда в поисках аргументов, которые бы сблизили эти две
стороны.
Профессор Нового завета, д-р Кара подсказал мне еще
один мощный аргумент. Суть его в следующем: пастор должен обладать понимаем
двух вещей: 1) относительной важности доктрин; 2) относительной тяжести
грехов.
Относительная важность доктрин это иерархия разных
учений Библии и их взаимосвязь. Например, можно ли сказать, что учение о
спасении по благодати верой стоит на одном уровне с учением о роли женщины в
церковном служении? Равнозначно ли по важности учение о личности Христа учению
о церковном поклонении? Что относится сердцу Евангелия, что к периферии, а что
находится где-то посередине?
Семинария помогает выстроить эту систему. Она
выветривает из служителя сектантский дух, суть которого в том, чтобы
преувеличивать второстепенное и преуменьшать фундаментальное.
То же самое касается нравственных вопросов. Все грехи
одинаково осуждаются Богом и одинаково ведут к погибели. Однако не все грехи
равнозначны по своей проблематичности, разрушительности и социальным
последствиям. Пасторская работа сопряжена с тем, чтобы оценивать степень
серьезности грехов людей: одни терпеть, о других ненавязчиво учить, а третьи –
строго изобличать.
Когда не выстроена нравственная иерархия, то церковь
может быть наполнена отвратительными по характеру людьми, которые едва ли могут
ужиться друг с другом, в жизни которых нет ничего привлекательного для людей
извне. Зато никто из них не курил и не пил алкоголь. Никто из них не посещал
плохих мест и не был замечен в дурной компании.
Только всеохватное, систематическое изучение Писания и
богословской традиции помогает выровнять кривизны и убрать слепые пятна,
которые есть у каждого будущего или настоящего служителя церкви. Это именно то,
что апостол Павел в своих пасторских посланиях называет «здравостью». Служитель
с неразвитой или искаженной доктринальной и нравственной иерархией будет не
только неверно представлять Христа перед миром, но и ранить церковь. Хотя
почему «будет»? Разве это не то, в чем многие из нас жили и продолжают жить?
Комментариев нет:
Отправить комментарий