Когда я был ребенком, то моя мама
рассказывала мне историю, которую ей рассказывал ее отец. Не совсем даже
историю, просто один факт. Они жили в Гомельской области (это юго-восток
Беларуси) неподалеку от города Жлобин. Там был мясокомбинат. Довольно хороший
был комбинат. Только вот жители самого Жлобина и окрестных деревень никогда не
пробовали самых вкусных и качественных продуктов, которые там делались. На их
столы попадал только второй сорт. А все лучшее вагонами отправлялось в Москву,
столицу империи. Очевидно, там жили самые нуждающиеся в хорошей колбасе
граждане Советского Союза.
Для меня это очень грустный
пример. Не столько из-за колбасы как таковой, сколько из-за человеческой
алчности и эгоизма. Мир так жил тысячелетиями. Сильный забирает лучшее. Тот,
кто оказался в нужное время в нужном месте, радуется получаемым благам. Чем
больше он имеет, тем больше ему хочется. Чем больше он имеет, тем меньше он
думает о тех, кто не имеет, или даже тех, чей труд эти блага создает.
Иисус учил своих учеников, что их
отношения между собой должны кардинальным образом отличаться от отношений людей
этого мира. Среди Его учеников должна царить взаимная забота друг о друге.
Руководители должны считать себя слугами, а не царями. Чтобы эта истина у них
прочнее засела в голове, Он в последний вечер умыл их ноги – выполнил самую
грязную рабскую работу. Павел, сравнивая церковь с телом, говорит, что все
члены должны заботиться друг о друге. Он призывает сильных пользоваться своей
силой для служения слабым. Иоанн говорит, что вера того, кто имеет в мире
достаток, но закрывает от брата свое сердце, желая ему «обильных Божьих
благословений», вызывает сомнения.
Есть истины, для постижения
которых нужно приложить недюжинные умственные усилия. Их можно долго обсуждать,
отшлифовывать формулировки, читать литературу и так далее. Но эта не одна из
них. Все просто. Те, кому Бог дал больше силы, больше средств, больше знаний,
больше чего угодно, должен считать это средством служения тем, кому Бог дал
меньше. Таланты, деньги и власть даны для служения, а не для самообслуживания.
Церковь должна быть тем сообществом людей, где это не высший моральный пилотаж,
а норма жизни.
Это все предисловие. Расскажу
теперь, к чему я клоню. Судя по статистике посещений, этот блог читают в
основном люди из Беларуси, России, Украины, Казахстана и США. Я буду говорить о
том, что я вижу в Беларуси, о чем болит мое сердце, и что, я уверен, реально
изменить. Возможно, это в той или иной мере отражает и положение дел в других
странах. Не секрет, что экономика, политика и демография (будучи взаимосвязаны
между собой) напрямую влияют на церковь. Стареет нация – стареет церковь;
богатеет страна – богатеет церковь; мигрирует народ – мигрирует церковь. Последние
несколько десятилетий население нашей страны уверенно превращалось из сельского
в городское. Соответственно, сельские церкви засыхали, городские церкви
расцветали. Это само по себе ни хорошо, ни плохо. Это просто реальность жизни.
Для кого-то она создает проблемы, а кому-то предоставляет возможности. Церкви в
деревнях и малых городах постоянно теряют свой самый ценный ресурс – молодежь,
которую они воспитали и привели к вере. Церкви в больших городах испытывают
рост за счет того, что молодежь приезжает учиться и работать и редко
возвращается назад. Происходит переливание крови, вот только доноры, к
сожалению, далеко не всегда получают за это компенсацию. Думаю, что такое
положение дел можно сравнить с отношениями между церковью в Иудее и церквями в
Ахаии и Македонии. Павел в Рим 15:26-27
говорит, что греки своими пожертвованиями отдают иудеям долг, но не
материальный, а моральный. Евангелие и спасение пришло к ним от иудеев. Все
апостолы и первые миссионеры были иудеями. Иудеи духовно обогатили греков,
поэтому так естественно, что греки должны помочь им в материальной нужде. Если
у них есть, что дать, значит нужно это дать.
Я не хочу сгущать краски и
говорить, что подобного не происходит вообще. Однако осмелюсь сказать, что редко
нахожу в церквях получающих подобное отношение
к церквям отдающим. Чувство долга –
это не просто эмоциональное переживание, это убежденность, что ты обязан что-то
сделать, и пока ты этого не сделал, на тебе висит невыполненное обязательство.
Представьте, что вы одолжили денег у всех, кого только можно, взяли кредит в
банке, построили дом с бассейном и зажили красиво. У кого вы что взяли, вы
просто забыли. В жизни такое происходит сплошь и рядом. Но хотелось бы, чтобы
церковь Христа жила по-другому. Вы уверены, что вся эта молодежь послана Богом
в вашу церковь для того, чтобы пополнился ваш оркестр, сформировался второй
хор, выросла ваша театральная труппа и увеличились пожертвования? Вы
интересовались тем, что осталось там, у них дома? Вы действительно считаете,
что у вашей церкви так много нужд, что вам пока не до помощи другим? Легче не
будет. Аппетит будет только расти. Уверенность, что «теперь наконец-то можно
отдавать» никогда не придет сама собой. Мы жертвуем не тогда, когда достаточно
обогатились, а тогда, когда принимаем чью-то нужду как свою собственную.
Поймите, я имею в виду не крохи с барского стола, которые мы время от времени
готовы смахнуть без существенного ущерба для самих себя. Я говорю о перемене
мышления и образа жизни церкви. Я говорю о перенаправлении финансовых и человеческих
ресурсов. Я говорю не о формальных отношениях, а о заботе конкретных людей о
конкретных людях, когда кому-то есть дело, что ест семья миссионера и во что
одеты его четверо детей. Я говорю о жертвенном служении, ведь только оно одно
способно наполнить слово «братство» не абстрактно-партийным, а библейским
смыслом.
У меня есть знакомый, который
живет и несет миссионерское служение где-то в четырех часах езды от Минска на
машине. Живет не в самой лучшей части Беларуси. Его церковь не избалована вниманием
больших городских церквей. Однажды он делился со мной, что в ответ на
приглашение посетить его маленькую церковь он порой слышал от жителей столицы
сетование, что, мол, далеко к тебе туда ехать. В Вильнюс съездить на шопинг –
это не очень далеко, это удобно. И результаты осязаемые. А съездить ободрить в
вере людей, за которых Христос пролил кровь на Голгофе – это как-то далеко и
неудобно.
Я не думаю, что есть смысл
подробно объяснять, что можно сделать для малочисленных церквей на периферии. Ведь
только вам известно, что у вас есть и чем вы можете поделиться. Но если
обобщить, то это 1) учение; 2) материальная помощь. У вас за одно воскресение
проповедует шесть разных человек? Купите половине из них билеты на воскресный
поезд, и пусть съездят туда, где их проповедь будут не оценивать гурманы, а
поглощать голодные. У вас староватая машина? Ха! Вы уже забыли, что такое
старая машина. Выезжайте за пределы МКАД и посмотрите на другую жизнь. Не
хватает денег на новый смартфон? А где-то церкви не за что прогнивший пол
поменять. Вы расстроены, что у вас сегодня собралось всего лишь 150 человек? Вы
не были там, где 10 – это аншлаг.
Человек, осознавший свой долг и
проникшийся нужной, сам догадается, что сделать и чем помочь. Если воспитывать
церковь не в коллективном эгоизме, а в заповеди «возлюби ближнего как самого
себя», то идеи придут сами собой. Но этого не происходит не от нехватки
творческих способностей, а от естественной человеческой (и церковной)
поглощенности самим собой. Утучнять самого себя – это естественно, это
по-человечески. Отдать себя на алтарь – это сверхъестественно, это действие
благодати. Не свидетельствует ли наш коллективный церковный эгоизм против нас?
Не говорит ли он о том, что реальной духовности у нас несравненно меньше, чем
помпезных претензий на духовность? Ах, если бы мои опасения были беспочвенными!
Я был бы искренне рад, если бы многие из читающих это могли сказать: «Наша
(большая) (городская) церковь, конечно, не во всем совершенная, но мы все же
думаем о других, укрепляем слабых и поддерживаем малочисленных».
Напоследок, важная оговорка
(чтобы мы точно друг друга поняли): все мои сумбурные мысли по теме могут
относиться к вам, только если вы верите, что вы – часть большой Божьей семьи, и
что в семье люди должны заботиться друг о друге и делиться друг с другом; что
вера без дел мертва; что Христос обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его
нищетой; что учеников Христа можно узнать по любви между ними. Ну и так далее.
Если же это в ваш символ веры не входит, тогда пусть колбаса продолжает
ехать в Москву.
Комментариев нет:
Отправить комментарий