Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет
совершать его даже до дня Иисуса Христа. (Флп 1:6)
Кальвинизм шествует по
постсоветскому пространству. Это очевидный факт. Об этом свидетельствует количество
конференций, публикаций, споров, постановлений, резолюций, обвинений и отлучений.
На своем пути он встречает разные отклики: от воинственного противостояния до
преклонения до боли во лбу. Крайние позиции, естественно, в меньшинстве. Всякий
уважающий себя христианин хочет верить, что он не впадает в крайности. Позиция,
на которой он стоит сейчас – взвешенная, умеренная. Перемена этой позиции
грозит попаданием в ту самую нежелательную крайность.
В определенных кругах кальвинизм
представляют как некое радикальное богословие. Кальвинизм - это изощренный
гений, который выворачивает наизнанку мою любимую Библию, которую я читаю
столько лет. Все оказывается совсем не так, как я думал. Не может же быть,
чтобы я так долго не видел очевидного!
Здесь я бы хотел адресовать одну
из позиций, которую может занимать пастор церкви, столкнувшись с призраком
кальвинизма. Обрисую ее в нескольких тезисах:
1. Я не считаю, что кальвинисты –
еретики. Они мои братья во Христе.
2. Наши отцы столько лет не знали
ни о каком кальвинизме. Просто читали Библию, проповедовали, как понимали. При
этом стояли за веру и жили по-настоящему святой жизнью. Не то, что нынешняя «умная»
молодежь.
3. Я не считаю, что должен
присоединяться к какому-то лагерю. Я не «кальвинист» и не «арминианин» (я только
недавно узнал эти слова), я – христианин.
4. Мне некогда разбираться в
кальвинизме. Передо мной и моей церковью стоят более насущные проблемы:
евангелизация, проведение воскресной школы, летних лагерей, строительство и
ремонт церковного здания.
5. Членам моей церкви не нужно
забивать голову богословскими абстракциями. Они уже и так много знают. У нас
проблемы не с теорией, а с практикой. Если бы они хотя бы исполняли то, что уже
знают! Наша главная нужда – это чтобы люди более ревностно посвящали себя
служению Господу.
6. Какая практическая польза от
этого вашего кальвинизма?
Я намеренно не беру во внимание
тех, кому нужно доказывать, что кальвинизм – не ересь. По моему опыту, такую
позицию занимают служители, которые не отличаются образованностью и которые
склонны к агрессивной религиозной риторике. Цель такой риторики – запугивание и
сохранение власти.
Насчет «наших отцов». Оглядка на
историю необходима и полезна. Однако история – это не Слово Божье; наши отцы –
не апостолы. Наши отцы сделали много хорошего. Они были в чем-то правы, а в
чем-то – нет. Они жили в своей ситуации в свое время и отвечали на вопросы,
которые стояли перед ними.
Сегодняшнему баптистскому пастору приходится определяться вот с чем: он будет
следовать штундистской традиции или традиции Реформации. В первом случае опыт
отцов советского периода будет восприниматься как золотой век; во втором – как ранний,
незрелый этап развития евангельского движения. Когда жена просит мужа купить стиральную
машину, он может ей ответить: «Да моя мама собственными руками обстирывала всю семью!
Шесть человек! И нормально жили». Такое можно понять, когда это говорит сама
престарелая мама, печально глядя на нынешнее поколение. Другое дело - современный мужчина. Поэтому так важно установление
правильного отношения к отцам: способность мыслить и жить не так, как это делали они, имея верность тому же Богу и тому же
Писанию, что и они.
Быть просто христианином – тоже дело
хорошее. Я не против. Беда лишь в том, что ответ «я христианин» – это ответ не
на тот вопрос. Если меня спрашивают:
- Ты кто: атеист, мусульманин или
христианин?
Тогда я отвечу:
- Христианин!
Представим другой диалог:
- Ты кто: католик, православный
или протестант?
- Христианин!
Это похоже вот на что:
- Какая у тебя группа крови?
- Я не ограничиваю свою кровь
какой-то конкретной группой. Во мне течет просто человеческая кровь!
Отвечать так можно в одном из
двух случаев:
1. Я придерживаюсь определенной позиции, не зная о том, что этой позиции
уже дано имя. Не важно, что я не знал такого слова. Важно, что я не первый,
кто так мыслит. Мне может не нравиться ярлык, который история небрежной рукой
повесила на таких как я, но с этим ничего не поделаешь.
2. Моя система взглядов неразвита. Если ее толком нельзя назвать
никаким «-измом», скорее всего, я еще не до конца понял суть проблемы, не нащупал
фундаментальные вопросы. Представьте, что мы делаем 3D УЗИ младенца в утробе матери на ранних этапах и спрашиваем: какой у этой
девочки нос: с горбинкой или курносый? Врач, снисходительно улыбаясь, объясняет,
что на втором триместре беременности еще рано говорить о форме носа... Готов ли
я признать, что мои взгляды сырые, неразвитые? Быть «просто человеком» можно в
утробе матери. Быть взрослым означает иметь имя, отчество, фамилию, гражданство,
место жительства, профессию, семейный статус, уровень доходов и т.д.
Чем меньше пастор знаком с
богословским наследием церкви, тем больше он рискует попасть в ловушку
практицизма. Под практицизмом я понимаю веру в то, что самое главное для церкви
– это идти и что-то делать. Цель церковных собраний не столько в том, чтобы
наставить людей в Писании, сколько в том, чтобы вдохновить и мотивировать людей
(или придавить этих людей) совершать труд для Бога. Такой пастор становится не служителем
Евангелия, а директором советского колхоза. Его цель – гнать людей в шею, чтобы
эти бездельники работали! Он очень хороший человек. Он требователен к себе. Он
жертвенный. Дел всегда много. Мир погибает. Сесть и успокоиться некогда.
Порассуждать над Писанием некогда. О чтении богословской литературы вообще речи
быть не может! Богословское образование кажется непозволительной роскошью.
Так называемые пасторы-практики,
на самом деле пользуются теорией. Другое дело, что зачастую эта теория непоследовательная,
фрагментарная, неосмысленная. Отказ от теоретического мышления – это не выбор в
пользу практики. Это выбор в пользу необразованной
практики. Это попытка изобрести велосипед экспериментальным путем. Отказ от
теории – это выбор в пользу интеллектуальной провинциальности.
В таких практико-ориентированных церквях
я вижу много обремененных людей. Они обременены, потому что так и не постигли
глубины Евангелия. Они слишком заняты тем, чтобы что-то сделать для Бога. Нет
времени увидеть, что Бог сделал для них. Их труд в церкви – это детский труд,
рабский труд. Они стараются потому, что страшно. Усердствуют для того, чтобы
Бог их любил. Ведь Бог их спас не просто так, а для того, чтобы они вкалывали в
Его винограднике. Без них Он не справится. Это относится к «хорошим» членам
церкви, «ревностным» членам церкви. Они в меньшинстве. Большинство живет с
постоянным фоновым чувством вины. Они знают, что Бог ими не очень доволен. Они
слишком заняты домашними делами, работой или дачей. Они знают, что пастор имеет
в виду таких как они, когда говорит очередную проповедь о послушании,
духовности или служении. Да в принципе, о чем бы он ни говорил, он всегда хочет
от нас добиться одного: чтобы все три церковных собрания на неделе были
наполнены на 100%, чтобы мы жертвовали больше денег и чтобы записывались
добровольцами на все программы. В таком случае сомнений в нашей духовности не
будет.
Таким пасторам и таким верующим
нужен кальвинизм, потому что он раскрывает подлинную сущность Евангелия, потому
что он исцеляет от законничества, потому что он дает свободу и легкость.
Кальвинизм для пастора – это не
баян для козы. Это самая здоровая и плодородная почва, на которой только можно
насаждать новую церковь, воспитывать учеников Христа и обучать будущих
служителей.
Пастор-кальвинист уверен, что Бог
задумал спасение своих детей еще в вечности, осуществил это спасение в своем
Сыне через Его крестную смерть и воскресение, здесь и сейчас применяет это
спасение Святым Духом через проповедь Писания. Он знает, что не в его силах
кого-то спасти и сохранить. Не в его власти и погубить. И то, и другое
совершает Бог, с суверенной волей которого нам тягаться не под силу.
Пастор-кальвинист сосредоточен на самом главном: изучении и проповеди Писания и
молитве. Он терпеливо ждет духовного плода, будучи уверен, что освящение Божьих
детей неизбежно, а религиозных лицемеров – невозможно. Пастор-кальвинист не
видит нужды в манипуляции людьми. Он обращается к их умам и сердцам с верой,
что сам Бог будет преображать их мысли и их дела. Он верит в силу Слова и силу
Духа.
Кто-то спрашивает, зачем ему в
служении кальвинизм. Я недоумеваю, как вообще можно служить Богу без
кальвинизма. Я желаю пасторам стать кальвинистами не для того, чтобы в моем
лагере прибыло. Я даже не говорю о том, что, на мой взгляд, кальвинизм – это просто
наиболее здравое изложение учения Писания. Я желаю этого хотя бы потому, что хочу
видеть пасторов свободными и счастливыми.
Я стал
таким, когда понял, что Бог совершил мое спасение от начала и до конца, что
Отец полюбил меня так же, как своего собственного Сына, а значит, это любовь
навеки!
Статья хорошая.Согласна со всем, кроме одного, нам всем нужен не кальвинизм, а Христос.
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрый отзыв, Наталья. В известном смысле нам действительно не нужно ничего и никого, кроме Христа. Но ведь весь-то вопрос в том, как именно мы понимаем личность и дело Христа.
УдалитьМне нравится Ваша смелость. Джон Пайпер как-то сказал, "Я-кальвинист и хочу, чтобы все были кальвинистами!" Благословений Вам всё-же, и мудрости (и мне тоже) не подменять главное на важное.
УдалитьАминь!
УдалитьАминь!
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьСпасибо, Анатолий! Успехов Вам.
ОтветитьУдалить