Второй пост Майкла Крюгера. Введение можно почитать здесь. Оригинал здесь.
Я пишу статьи в своем блоге на тему духовного абьюза в церкви. Я
назвал эту серию «Буллинг с кафедры». В предыдущей публикации я предложил
определение понятия духовный абьюз:
О духовном абьюзе можно говорить, когда
духовный лидер - пастор, старейшина, глава христианской организации -
использует своё положение для того, чтобы манипулировать, доминировать,
запугивать, издеваться над теми, кто находится под его властью, с целью
достижения собственных целей, которые он считает библейскими и/или духовными.
Но дать определение - не значит получить ответ на все
вопросы. Есть определенная доля субъективности в том, как будет применяться
данное определение. Одно и то же поведение для кого-то будет абьюзом, для
других же – нет. И, как мы заметили в предыдущей публикации, мир, в котором мы
живем, склонен воспринимать любое неприятное для себя заявление христианина как
проявление абьюза.
По многим параметрам дать правильное определение духовному абьюзу –
то же самое, что дать правильное определение жестокому обращению с
детьми.
То, что родители воспитывают и наказывают своего ребенка - не
значит, что они жестоко обращаются с ним. Но есть родители, о которых с
уверенностью можно сказать, что они переходят черту. Увидеть и понять, где
проходит эта граница, бывает довольно сложно.
В то время как нет совершенно четкой, непогрешимой системы,
позволяющей определить подлинный абьюз, все же есть ключевые признаки, по которым можно
распознать пастора, злоупотребляющего своей духовной властью. В нескольких
следующих публикациях я поделюсь с вами этими признаками.
Первый признак. Я
поставил его на первое место не просто так. Классическая, определяющая черта
пастора-абьюзера – это длинная череда разрушенных отношений. Чак ДеГроут
в своей книге «Когда в церковь приходит нарциссизм» утверждает, что такие
пасторы оставляют
за собой поле, усыпанное останками отношений, и груды мертвых тел. Он говорит:
«Часто публичному разоблачению предшествуют многие годы меньших по масштабу
болезненных столкновений и конфликтов, которые тщательно скрываются».
Другими словами, пасторы-духовные абьюзеры известны тем, что
приносят страдания тем, с кем работают, и постепенно, обычно по прошествии многих
лет, это становится явным.
Это то греховное поведение, которое не сразу заметно. Оно
становится заметным с течением времени. Как написано в 1 Тимофею 5:24, НРП: “Грехи
некоторых людей очевидны еще до суда, тогда как грехи других откроются позже.”
Именно в этом и заключается проблема с первым признаком
пастора-абьюзера. Не все видят количество разрушенных отношений. Невозможно
сопоставить факты и увидеть полную картину. Давайте разберемся в главных
причинах этого.
Потерпевшие вынуждены уйти
Во-первых, многих жертв заставляют молчать и вытесняют из
церкви. Все истории о духовном абьюзе свидетельствуют об одном: жертвы по-настоящему боялись. ДеГроут
говорит: «... они не просто немного опасаются пастора, они в ужасе... пасторы-нарциссы таким образом проявляли
свою власть, что вызывали страх и боязнь
высказываться».
Другими словами, люди не видят общей картины потому, что
жертвы абьюза молчат из страха порицания. Пострадавшие просто уходят из церкви,
а пастор-абьюзер остается. А раз он остается - то он и контролирует
рассказ о том, как все было.
И как мы увидим в дальнейших публикациях, жертвы пастора
-абьюзера, ушедшие из церкви, часто назначаются виноватыми за все, что
случилось. Проблема в
них, а не в пасторе-абьюзере.
Абьюз выдается за
простой конфликт
Во-вторых, даже если жертва абьюза все-таки возвышает голос,
проблему часто представляют как единичный случай - нечто, что невозможно
избежать в служении любого пастора. Подобное отношение к ситуации обычно
сопровождаются обращением к истории Павла и Варнавы, между которыми тоже
«произошел конфликт». Или объясняется словами, что так бывает, когда у вас
«сильный лидер».
Именно такого вида реакцию мы видим в деле Стива Тиммиса,
ранее возглавлявшего христианскую организацию Acts 29, которого в конце концов
уволили за духовный абьюз. Его защитники говорили, что все конфликты происходили из-за «различия в стилях
руководства» или что всегда будет тот, кому
действия сильного лидера «не по шерсти».
Причина, по которой подобные объяснения так эффективны,
заключается в том, что частично они истинны. В любой общине случаются
конфликты. Мы живем в падшем мире. К
сожалению, конфликты – это часть жизни любой церкви.
Но в случае пасторов-абьюзеров есть некоторые отличия.
«Поле с останками разрушенных отношений» отличается не только
количеством этих конфликтов, но и их глубиной. Такие пасторы оставляют за собой
по-настоящему уничтоженные жизни – многие потерпевшие бросают служение, а некоторые вообще уходят из христианской
веры.
Ко всему прочему, конфликты с пасторами-абьюзерами часто так и
остаются неразрешенными. Обычно такие пасторы отдаляются от людей, с которыми
раньше работали. Вот тут лидеры церкви должны произвести простые расчеты. Во
всех этих конфликтах есть общий знаменатель, а именно - пастор. Что кажется
более правдоподобным: то, что
проблема заключается во всех остальных, или все же, возможно, в самом пасторе?
Проблема абьюза остается в узком кругу людей
Даже если проблема множества разрушенных отношений выявлена
и признана, часто о ней не рассказывается всему руководству церкви, и
уж конечно, о ней не рассказывается самой церкви. Другими словами, с проблемой
разбираются комитеты и небольшие группы.
Безусловно, частично такая конфиденциальность понятна и является
разумной. Нельзя выносить на обозрение всей церкви каждую проблему. Учитывая
все сказанное, мы должны быть осторожны, чтобы в церкви не стало обычной
практикой решать проблему разрушенных отношений исключительно в комитетах и
советах - так чтобы никто их не увидел при свете дня.
Случается, безусловно, что даже старшие братья церкви не знают о давно существующей проблеме - о череде разрушенных отношений (или, по крайней мере, не знают о глубине и масштабе этой проблемы).
Абьюзеры не со всеми плохо обращаются
Четвертая и последняя причина,
почему не сразу заметно, что у пастора большие проблемы в отношениях с людьми -
духовный абьюзер не со всеми обращается плохо. Он очень избирателен в том, с
кем обращаться таким образом. Более того, есть люди, с которыми такой
пастор обращается очень хорошо. Другими словами, у пастора-абьюзера почти
всегда есть две стороны. С одной стороны, он властный, жесткий, вызывающий страх. С
другой - приятный, добрый, не скупящийся на похвалы.
Трагичность такой ситуации в том, что пасторы-абьюзеры почти всегда
имеют ярых защитников, настаивающих, что их пастор – самый прекрасный человек на свете. И для
них, возможно, он и был классным. Логика этих защитников
всегда проста: «со мной он никогда так не обращался». Другими
словами, они основывают свое суждение на своем личном опыте. Однако понятно, в чем ошибка подобных рассуждений. Тот, кто издевается над другими, не
издевается над всеми. Он издеваются не над теми, что выше их или с ними наравне, а только над
теми, кто ниже его.
Подведем итог: первый
признак пастора-абьюзера
является как объективным, так и субъективным. Объективным в том смысле, что
есть ясный, видимый послужной список, в котором череда разрушенных отношений.
Субъективным в том смысле, что не все находятся в том положении, чтобы видеть
этот список.
Вот в чем
практическое применение всего вышесказанного: церкви,
миссии и другие
христианские организации нуждаются в бoльшей прозрачности и открытости в таких
вопросах. Есть слишком много общин,
где в целях защиты культивируется дух секретности. Это создает
атмосферу, в которой абьюз может протекать незамеченным в течение многих
лет.
Не будем забывать: “Нет ничего тайного, что не стало бы явным, и нет ничего сокрытого, что не стало бы известным и не вышло на свет.” Луки 8:17 НРП
Перевод с английского: Юлия Капуза
Комментариев нет:
Отправить комментарий