Третий пост от Майкла Крюгера, президент отделения Реформатской теологической семинарии (Reformed Theological Seminary) в г. Шарлотт, Северная Каролина. Предыдущие можно почитать здесь и здесь. Оригинал здесь.
«Всякий, кто приобрел власть, боится потерять её». Это сказал Дарт Сидиус (он же Канцлер Палпатин) в фильме «Звездные войны. Месть ситхов». И, несмотря на свою принадлежность темной стороне, он был прав. Главной мотивирующей силой для обладателей власти является страх потерять ее.
К сожалению, вышесказанное относится и к пасторам-духовным абьюзерам. Уэйд Муллен в своей книге «Что-то здесь не так» высказывает похожее суждение: «Главным стремлением злоупотребляющих своей властью людей и организаций является стремление получить и удерживать эту власть».
Если Муллен прав - а я считаю, что он прав - то мы подошли к следующему признаку руководителя, злоупотребляющего своей властью. А именно - он гиперчувствителен в вопросах собственной власти, всегда настороже и готов защищать её. Такие руководители раздавят каждого, кто подвергнет сомнению их авторитет или выскажет возражения.
Безусловно, если человек просто всегда готов встать на защиту своего авторитета, это не говорит о том, что он злоупотребляет властью. В той или иной степени мы все готовы защищать то положение, которое занимаем. Но в случае с пасторами-духовными абьюзерами, все выглядит по-другому: они выстраивают целую церковную культуру, которая призвана постоянно подтверждать и защищать их власть - культуру, созданную для того, чтобы укрывать их от критики и наказывать всякого, кто посмеет сомневаться, возражать, задавать вопросы.
Итак, как же может проявляться подобная гиперчувствительность
в вопросе собственной власти в служении отдельного человека? Вот несколько
возможных вариантов.
Кто здесь главный?
Пасторы, отличающиеся вышеуказанной гиперчувствительностью, часто прибегают к самому банальному способу - а именно: они постоянно напоминают людям о власти, данной им. Они часто говорят следующее: «Я твой босс», или «Я главный...», или «Я за это отвечаю». К этому может добавляться постоянное обращение к текстам Писания о власти пастора или старейшин, о том, что они имеют «ключи Царства» (Матфея 16:19); и о том, как члены церкви должны подчиняться ее руководителям (Евреям 13:17).
Библия против анархии. В церкви есть руководители, и они
наделены властью. Но бесконечное обращение к теме авторитета пастора должно
насторожить - это тревожный сигнал. Постоянное желание доказывать свою власть
может быть началом абьюза.
Никто не подчиняется
Есть такая пословица: «Если у тебя кроме молотка ничего нет, всё вокруг начинает казаться гвоздями». Так и с пастором-абьюзером. Если главной его заботой является защита собственной власти, то любой вопрос или сомнение вдруг превращаются в «неподчинение».
Пасторы-духовные абьюзеры, таким образом, очень быстро навешивают ярлыки на тех, кто критикует что-то в их служении: эти люди просто «непокорны», «непослушны», «не подчиняются».
На самом деле в таких случаях используемый язык больше
похож на язык армии и военных, чем на язык церкви. Но ведь пасторы призваны
быть не генералами, выкрикивающими свои приказы, а осторожными пастухами,
ведущими свое стадо.
Это война
Когда дело касается пасторского служения, ясно одно: критика - это часть работы. Справедливо или нет, но каждого пастора за что-то будут критиковать.
Но что происходит, когда вы критикуете пастора-духовного абьюзера, стремящегося сохранить свою власть? Если коротко, начинается война. Все исследованные случаи духовного абьюза показывают, что критика часто играет роль пускового механизма: в ответ начинаются угрозы, репрессии и месть.
Конечно, мы все не любим критику. Это часть природы любого
человека. Но церкви должны обращать пристальное внимание на то, как их
руководители воспринимают критику. Если малейший намек на критику приводит
пастора в состояние боевой готовности, то вполне возможно, что вашей церковью
руководит духовный абьюзер.
Говорить будут мои адвокаты
Одним из способов удержания и защиты своей власти, которым пользуется пастор-абьюзер, является поиск союзников внутри руководства церкви. Такой пастор часто создает твердое основание на нескольких членах церковного совета - избранных, которые будут охранять и защищать его от любой формы критики.
Таким образом, когда кто-то все же высказывает обеспокоенность касательно пастора-духовного абьюзера, у обвиняемого уже есть группа «адвокатов», готовых защищать его и поддерживать его власть. Более того, эти адвокаты защиты часто начинают преследовать людей, позволивших себе критику, и искать способы уничтожить их или подвергнуть сомнению их репутацию.
Обратите внимание на то, что в таком случае происходит. Пастор-абьюзер использует других руководителей церкви не для защиты овец, а для защиты самого себя.
Вот тут церкви должны серьезно задуматься о подотчетности
своих пасторов, о том, адекватно ли работает механизм подотчетности, способен
ли он защитить церковь от злоупотребления пастором властью.
Иисус смотрит на власть в церкви по-другому
Иисус, что интересно, знал об опасности злоупотребления
властью церковными руководителями (Марка 10:35-45).
Иаков и Иоанн пришли к Иисусу и просили себе должности,
наделяющие их властью и авторитетом:
«Позволь нам в Твоей славе сесть одному по правую, а
другому по левую руку от Тебя, – сказали они». (Марка 10:37).
Не забывайте, это те же самые братья, которые, увидев неуважение, с каким к авторитету Иисуса отнеслись самаритяне, спросили: «Господи, хочешь, мы прикажем огню сойти с неба и всех их истребить, как и Илия сделал?».
Как выглядело управление людьми для Иакова и Иоанна становится понятным.
Если кто-то выходит за линию - опускай молот. Проблема
решена. Но модель руководства Иисуса совсем другая. После того как ученики
смело потребовали власти, Иисус напоминает им, что так о власти думают язычники
(читай «неверующие»):
«Иисус подозвал их и сказал: – Вы знаете, что те, кого считают правителями этого мира, властвуют над своими народами, и владеет людьми их знать» (Марка 10:42).
Другими словами, Иисус знает, что люди, обладающие властью, по умолчанию господствуют над своими подчиненными и унижают их. И потом наступает кульминационный момент: «Но у вас пусть будет не так. Наоборот, кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам рабом» (Марка 10:43, НРП).
Модель руководства, предложенная Иисусом, парадоксальна: руководить, отказываясь от своих прав, а не требуя их исполнения. Для пастора-абьюзера первые будут первыми. Для пастора, угождающего Господу, первые будут последними. Как говорит Пол Трипп: «Иисус напоминает Своим ученикам, что они призваны служить, а не господствовать».
Перевод с английского: Юлия Капуза
Комментариев нет:
Отправить комментарий