Я целую неделю ничего не писал.
Болел. Да так болел, что лишился всякой работоспособности. А поскольку пока я
болел я все думал о том, что бы это значило для моего блога, я поразмыслил над
тем, какой смысл в том, чтобы болеть. Я лично готов терпеть все что угодно,
лишь бы быть уверенным, что это имеет какой-то смысл, что от этого есть толк
для меня или для кого-то еще. То, что мучительно для большинства людей в
страдании (большом или малом), это кажущаяся несправедливость и бессмысленность
переносимого ими.
Есть существенная разница между
вопросами «Почему?», «За что?» и «Для чего?». Если эту разницу не понимать, это
может обречь нас на дополнительные душевные муки. Давайте попробуем
разобраться.
Почему?
1.
В момент грехопадения грех вошел в мир, а с грехом смерть. Промежуточное
звено между ними – болезнь. Наше тело подвержено медленному, но уверенному
разложению. Оно стареет, сколько бы мы ни старались. Оно болеет, сколько бы мы
ни лечились. Когда я болею, я вспоминаю о том, что я живу в мире, проклятом
из-за греха моего прародителя. Лучше этот мир никогда не станет. В нем есть
вирусы и инфекции. Однажды мое тело станет настолько слабым, что уже не сможет
противостать одному из них, и исполнится Божье слово: «прах ты, и в прах
возвратишься».
2.
Невозможно уберечь себя от всего. Я за здоровый образ жизни и укрепление
иммунитета. Но я пониманию: ни питание, ни спорт, ни все изобретения медицины
(даже народной и нетрадиционной!) не смогут оградить меня от всего. Когда я
понимаю, что заболел, я редко трачу много времени на поиск ответа на вопросы:
Где? Когда? Почему? От кого же я мог заразиться? Где же я недосмотрел? Я просто
принимаю факт произошедшего и думаю, как быть дальше.
3.
Я не склонен задавать вопрос: «За что мне Бог послал такое?». Это некое
языческое понимание отношений с Богом. Это отношения между божком, который
требует служения и мелочно мстит, если не получает желаемого. Расслабьтесь! Мы
всем не угодили Богу! Нас давно было пора стереть с лица земли! Нужно ли нам в
чем-то исправиться? Да! Покаяться в своих грехах и верить в Иисуса Христа как
единственного Спасителя. А все, что происходит с верующим человеком – это проявление
Божьей любви и заботы.
4.
Я заболел, потому что так решил Бог. Без Его воли не мимо меня даже муха не
пролетит. Вера в полное Божье управление всем происходящим с моим организмом –
это лучшее, что у меня есть в болезни. Для меня стало обычной практикой в
начале заболевания благодарить Бога за то, что Он его послал. Я ловил себя на
мысли, что первая реакция – возопить «Господи, исцели!». Но я приучаю себя
откладывать этот естественный человеческий порыв и благодарить Бога за хворь.
Если Он мне ее послал, значит у Него есть на то веские основания, значит мне
будет лучше. Это становится делать еще легче, когда я помню, для чего Он это делает.
Для чего?
1.
Физическая слабость служит хорошим прообразом моей полной духовной
неспособности. Когда у меня температура, насморк, головная боль…(дальше
составляйте свой собственный список), последнее, что я готов сделать – это встать,
одеться и пробежать пару километров. Самое естественное состояние для меня –
лежать пластом. Для духовно мертвого человека Божьи заповеди – то же самое. Разве
в них есть что-то сложное? Всего лишь посмотри на Бога и будь таким же святым
как Он! Как бы не так. Божья святость – это перекладина, до которой грешнику даже
не допрыгнуть, не говоря уже о том, чтобы сделать на ней несколько подтягиваний.
2.
Я в очередной раз вспоминаю о ценности всех физических способностей,
которые я имею. Когда мы ходим по улице, ездим в автобусах, заходим в магазины,
мы видим здоровых людей. Как правило. Мы не вспоминаем намеренно о тысячах и
тысячах людей, для которых сделать одно из сотни наших будничных движений было
бы событием всей жизни. Я уверен, что моя неспособность временная. Я говорю
себе: пройдет несколько дней и все придет в норму. Но я не должен спешить в
своих мыслях, не должен упустить эти ценные дни, когда мне становятся чуть
ближе и понятнее переживания тех, у кого через несколько дней ничего не
изменится.
3.
2 Кор 1 говорит, что Бог утешает нас для того, чтобы мы могли утешать
других. Утешение возможно только там, где есть страдание. Постоянный цикл
страдания и утешения нужен мне для того, чтобы сделать меня более компетентным
утешителем. А если по-простому – более сострадательным человеком, который будет
знать, «каково это». Разве мы склонны слушать тех, кто не был на нашем месте?
Даже если мы их слушаем, глубоко внутри у нас таится недоверие: «Говорит
правильно, но ему легко рассуждать… Она не может прочувствовать… Они просто не
могут понять…». Очевидный факт жизни в том, что все люди болеют. Именно болезни
представляют для многих самый худший вид страдания. Если мы хотим быть духовно
полезными для людей, то нам нельзя недооценивать духовную школу, в которой учащиеся
не сидят за партами, а лежат в постелях. То же самое, кстати, касается и
болезни наших детей. Мы бы желали, чтобы они были на сто процентов здоровыми.
Мы делаем все возможное для этого. Но если бы наш дом периодически не
превращался в лазарет, мы бы не понимали, из чего состоит жизнь большинства семейных
людей.
4.
Болезнь пробуждает во мне жажду будущей вечной жизни на новой земле, где
уже не будет ни плача, ни вопля, ни болезни. Когда жизнь становится слишком
комфортной, слишком успешной, Бог посылает болезнь, чтобы сделать эту жизнь немножко
невыносимой. Немножко – потому что искушения сверх сил Своим детям Бог не
посылает. Раз за разом мы свыкаемся с мыслью, что эта земля не обещает нам ни
окончательного покоя, ни идеального здоровья.
5.
Что как не болезнь может заставить нас успокоиться и поразмыслить? Пс
45:11: Остановитесь и познайте, что Я —
Бог. Скорость и насыщенность нашей жизни могут быть такими, что тяжело просто
остановиться и подумать о чем-то, кроме следующей встречи, следующего проекта,
следующего срока сдачи. Мы всегда уверены, что идем верным курсом. Нам кажется,
что единственное, что нужно – идти этим курсом быстрее, чтобы добиться желанной
цели. Бог останавливает нас и дает возможность переосмыслить курс. А если не
курс как таковой, то хотя бы состояние нашего суетливого сердца. Нам просто
нужно отдышаться, восстановить нормальный духовный пульс, перекусить. Бог неплохо
справлялся с управлением вселенной и до появления таких незаменимых людей как
мы. Что-то мне подсказывает, что Он будет справляться и после нас. Полежим во
славу Божью! Поразмыслим о нашем скромном месте в Его огромном плане!
Интересно,а почему "за что" поместил в "почему"?
ОтветитьУдалить1,3,5 пункты из "для чего" очень хорошие и требуют даже более широкого раскрытия
Это все относится к категории причин. Просто обычно вопрос "за что?" носит более личный характер. "За что" и "почему" - одно и то же с разных точек зрения.
Удалить1, 3, 5... эх... столько всего в этой жизни требует более широкого раскрытия...;) Как-нибудь в будущем.
хорошая статья. Но вот только когда думаешь о людях, которые не смогут уже встать и не смогут сказать "пройдет", или о тех, у кого спутано сознание, дети на инвалидных креслах с синдромами дауна, то сложно представить, что все же есть ответ "для чего". "Почему" - все понятно, грех, его последствия, но в этом мало утешения. А жить хочется полноценной жизнью, не жизнью духовной только, находя правильные ответы и объяснения, но и жизнью в теле, потому что мы создания из плоти и крови тоже. Это как мотылек, которому оторвали крылья, он видет свет, хочет взлететь и не может. Не ждать же от него радости жизни в таком его состоянии.
ОтветитьУдалитьКогда смотришь на тяжесть болезни, груз и безысходность, с нею связанные, то сомневаешься, что за всем этим есть какой-то смысл, план, урок. Кажется, что это просто суровая пустая реальность, за которой сложно разглядеть высший смысл. А когда не видишь смысла, то жить очень тяжело. Даже если пытаешься придать смысл происходящему правильными ответами, ведь наверняка не знаешь, что в твоем случае за болезнью стоит Бог, и что ему есть именно до тебя дело. И если он допускает бессмысленные страдания стольких людей во всем мире, но сомневаешься, а почему он захочет избавить тебя?...
Я согласен, что такие мысли неизбежны. Неизбежны, если наши знания о Боге размытые и у нас нет твердой веры. Я много раз убеждался, что состояние отчаяния и подавленности связаны не с тем, в каком именно положении человек находится, а с тем, как он сам себя видит. Христианский взгляд на страдание включает несколько важнейших составляющих:
Удалить1. Бог всемогущий
2. Бог любящий
3. Бог мудрый
Когда хотя бы одна из этих составляющих хромает - мы не можем найти в Боге утешения. Если верить Библии, то нет сомнения, что за всем происходящим стоит Бог. Он знает, что и почему происходит.
Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? (Исход 4:11)
Бог объясняет в Библии причину и смысл страданий людей. Для Него это все не бессмысленно. Другое дело, что нас эти ответы могут не удовлетворять.
Жалко, я на русском на эту тему ничего не знаю. На английском есть книжка http://www.desiringgod.org/resource-library/books/disability-and-the-sovereign-goodness-of-god
Бог не обещает избавить верующих в него от страданий. Скорее даже наоборот. Страдания верующим гарантированы. Но эти страдания имеют смысл: они углубляют нашу радость в Боге. Христианская веру по сути ориентирована на будущую радость. А если искать совершенной радости здесь и сейчас, это обязательно приведет к разочарованию.
Джон Оуэн написал отличный труд "Духовный склад ума" (Полное название длиннее)после болезни.
ОтветитьУдалитьДа! Хороший пример. Наверное, ты имеешь в виду это:
Удалитьhttp://www.reformed.org.ua/2/318/Owen
да. просто перевод другой.
УдалитьХорошая статья. Есть интересная притча: когда трясут дерево, то все сидящие на нем птицы желают упархнуть поскорее. Так же и Бог трясет порой нашу земную жизнь, чтобы мы желали поскорее упархнуть в Его вечное присутствие.
ОтветитьУдалить