четверг, 14 ноября 2013 г.

Христианский фольклор: «Молитва – это не монолог, а диалог»


Христианская жизнь никогда не застрахована от будничности и скуки. Но мне кажется, что в будничности и предсказуемости есть много хорошего, несмотря на то, что современный век их призирает. Когда я был подростком, у меня было одно издание Нового Завета, где в приложении были изложены основы христианской веры, а также содержался призыв к покаянию и началу христианской жизни. При этом начало христианской жизни было представлено как «увлекательное приключение». Дух захватывает! Но самое поразительное то, что в первые годы христианской жизни так и было! У меня было ощущение, что Бог ходит рядом со мной, указывает мне путь, отвечает мне, как только я к Нему обращаюсь, совершает удивительные дела почти каждый день моей жизни!

Естественно, что важнейшую роль в «переживании» Бога играла молитва. Молитва была именно тем временем, когда Бог ближе всего. Будничности и скуки в молитве я страшился больше всего. Ведь это производит впечатление, что Бог «не близко», что мои молитвы идут «не выше потолка». Вообще, в (пост-)советской баптистской традиции именно молитва считалась главным средством решения душевных проблем и поиска ответов не будоражащие ум вопросы. Это хорошо отражено в христианском поэтическом творчестве. В этом, несомненно, было много хорошего и была своя доля истины. Но проблема вот в чем: когда молитве приписывается больше, чем нужно, больше, чем ей приписывает Библия, она не выдерживает этой нагрузки. Христианин начинает испытывать неудовлетворение. У него появляется впечатление, что он что-то делает «не так». А что делать, если духовные дела не ладятся? Молиться еще больше! Опять же, спору нет, что многим из нас, наверное, следовало бы молиться чаще и дольше. Но нам не удастся решить многие проблемы, просто надавив на них массой молитвенного времени.

И вот, один из афоризмов христианского фольклора в этой области гласит, что молитва – это не монолог, а диалог. Монолог? Тоска! Диалог? Это жизнь! Это интерактив! В молитве должно происходить что-то большее, чем одно наше говорение. Сдается мне, что здесь свою роль сыграло популярное христианское выражение «общение с Богом». Оно-то выражение хорошее, но если христианам не конкретизировать и не ограничивать его смысл, то они начинают себе представлять общение с Богом по аналогии с общением человеческим: назначили время, пришли, пообщались (т.е. поучаствовали в вербальном диалоге), что сами рассказали, что-то от других узнали. Вы читали душещипательные истории о том, что Иисус сидит в гостиной нашего дома каждый день утром и с тоской во взоре ждет, не зайдем ли мы «пообщаться» с Ним на часок? Но мы куда-то спешим, мы заняты, нам некогда. А у Него сердце кровью обливается, что мы не заглянули хоть чуть-чуть поговорить. Как и всякая сентиментальная аналогия, эта аналогия способна породить в нас чувство вины (которое у любого легко вызвать; кто из нас на 100% постоянен в проведении времени с Богом?), но она представляет искаженную картину нашего общения (за неимением лучшего слова) с Богом, а значит, одно – лечит, другое – калечит. Она точно так же способна зародить в нашем сердце ложные ожидания. Поскольку эти ожидания не совсем библейские, человек испытывает очередное разочарование. Время чтения Библии и молитвы оказывается в пренебрежении, потому что «все равно не помогает», «все равно не работает».

Все может еще больше усугубляться общением с верующими, которые с огоньком в глазах рассказывают о том, как Бог им в молитве «сказал», «показал», «открыл». Почему Бог с кем-то разговаривает, а со мной нет? Кто-то живет «глубокой духовной жизнью»! С кем-то Бог общается «по-нормальному»! А у меня все не как у людей!

Ободрись, брат или сестра! Все у тебя нормально. И вот почему.

Во-первых, я не знаю мест Писания, которые бы в том или ином виде содержали идею молитвы как диалога. В библейской истории Бог иногда разговаривал с людьми напрямую, но каждый такой разговор – уникальное явление, имеющее особую цель в Божьем плане. Также Бог говорил с пророками. Но если ты не пророк (в чем я уверен на 100% процентов в отношении всех ныне живущих христиан), тогда ждать разговора с Богом с глазу на глаз нет основания. Другое дело, что Бог слышит наши молитвы и отвечает на них. Это верно. Это Библия подчеркивает многократно. Именно эта истина разогревает жар наших молитв. Бог слушает! Мы не говорим в никуда! Благодаря тому, что Иисус Христос принес Себя в жертву умилостивления, мы теперь имеем прямой доступ к Богу, в Святое Святых, к Его престолу благодати.

Во-вторых, Библия четко регламентирует те средства, которые Бог использует, чтобы проговорить к нам.   

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте. (Евр 1:1-3)

Этот отрывок заставляет меня поменять время и вид обсуждаемого нами глагола. Время – с настоящего на прошедшее. Вид – с несовершенного на совершенный. 

«Бог проговорил».

Я знаю, что в самом тексте глагол «говорить» несовершенного вида. Попробую объяснить, что я имею в виду. Для нас важно сосредоточиться не на «говорит», а на «говорил», потому что это смещает направление наших усилий. Когда мы сосредоточены на «говорит», мы ищем, так сказать, «слóва на сегодняшний день», сиюминутного переживания. Когда же мы сосредоточены на «проговорил», мы обращаемся к историческим фактам, составляющим основу Евангелия. В этом должна корениться наша вера. Не в том, что мы переживаем на сегодняшний день, а в том, что Бог делал и говорил на протяжении истории, и что достигло своей высшей точки в откровении, которое есть сам Иисус Христос. Когда же я ставлю глагол в совершенную форму – «проговорил» – я хочу подчеркнуть завершенность этого откровения. В Иисусе Христе Бог сказал все необходимое для нашего спасения и (как следствие) ежедневной жизни угодной Ему. Божий Сын открывает нам Бога, потому что Он сам и есть Бог. Сам Бог Отец призывает нас «Его слушать» (Мф 17:5). Поэтому меняя вид на совершенный, я лишь смотрю на то же самое действие под иным углом.  

Во свете всего сказанного лучше будет переопределить молитву как «обращение к Богу». Обращение, не диалог. По-моему, это все расставляет на свои места. Порядок такой:

– Бог проговорил;

– Мы об этом прочитали;

– Мы обращаемся к Нему в молитве с верой, что Он слышит и отвечает.

Ну что, братья и сестры, помолимся?                     

Комментариев нет:

Отправить комментарий