Прежде чем перечислять причины,
отвечающие на этот вопрос, мне нужно ответить на два других вопроса. На
сегодняшний день есть необходимость отвечать даже на вопрос: «Почему я люблю
читать?». Здесь я скажу, что для моего разума чтение – это все равно, что
упражнения для тела или топливо для двигателя. Чтение стимулирует и обогащает
мышление. А думать – это мое любимое занятие, граничащее с манией. Я рад, что
Бог предусмотрел для человека сон. Это дает возможность некоторое время ни о
чем не думать.
Следующий вопрос (он тоже не у
всех может возникнуть, но я забочусь о тех, у кого он все же возникнет) в том,
может ли быть духовная польза от чтения нерелигиозной литературы. Его иногда
ставят по-другому: разве чтение книг, где ничего не сказано о Боге, или где
содержатся небиблейские идеи, не несет неизбежный духовный урон? Ответ на этот
вопрос не может быть категоричным. На него нельзя ответить просто «да» или просто
«нет». Отвечу вопросом на вопрос, чтобы все усложнить: а разве некоторым людям
не приносило «духовный урон» чтение христианской литературы? Или даже чтение
Библии? Ведь чтение Библии некоторыми людьми приводило к искаженному пониманию
христианского учения, к фанатизму, бесчисленному множеству безрассудных
поступков. Библия – Слово Бога. Святое, неповрежденное, совершенное. Но когда
человек берет и читает книгу, то мы имеем дело с более сложным уравнением, где
сам текст книги – лишь один из членов. Сюда добавляется мировоззрение человека;
цель, с которой он читает; степень развития его критического мышления и еще
много чего.
Поэтому читать человек может все
что угодно. Другое дело, насколько мудро с его стороны браться за то или иное
чтение. Когда я был подростком, увиденное и прочитанное мной часто настолько
влияло на меня, что мне была абсолютно необходима более строгая информационная
гигиена. Когда становишься чуть старше, укрепляется твой панцирь и появляется
способность пропускать через голову много разной информации без прежнего урона.
Еще одно наблюдение. К сожалению,
многое из того, что сегодня стоит на христианских книжных полках проигрывает по
серьезности и глубине литературе нехристианских авторов. А жаль. Хотелось бы,
чтобы было наоборот. Есть христианские книги, пустота которых видна с обложки;
есть те, что еще нужно пролистать; а есть те, после прочтения которых жалеешь о
потраченном времени, потому что идею можно было изложить на нескольких
страницах, но почему-то понадобилось губить лишний лес и печать книгу в 100 или
200 страниц.
Все, что мы можем знать, состоит
из двух областей: знания о Боге и знания о Его творении (человек, природа и
т.п.). Огромное количество истинного знания доступно людям, не знающим Бога
Библии. Понятно, что их понимание вещей может быть неточным или искаженным. Но
это не отменяет того факта, что в их писаниях может быть отражена правда о
творении. Я помню, как испытывал некоторое смущение, когда, готовясь к экзамену
по философии, полностью прочитал книгу с курсом лекций покойного профессора
философии МГЛУ В. Л. Акулова. Мне
понравилось! Более того, книга отточила мое мышление в некоторых областях и
помогла яснее мыслить в ряде библейских вопросов.
То же и с Солженицыным. Это до
боли правдивый автор. Автор, глубоко познавший человеческую природу, познавший
глубину страданий, погрузившийся в черный омут сталинских лагерей и оказавшийся
среди немногих, кто выжил.
Я уже долго читаю его «Архипелаг
ГУЛАГ». Читаю постепенно, частями. Во-первых, книга очень большая. А во-вторых,
долго читать – психика не выдерживает. Масштаб и изощренность того зла, которое
одни люди могут причинять другим, когда для этого создаются необходимые
условия, пронизывает до мозга костей, заставляет вздрогнуть, съежиться. Каждая
глава книги – словно горький сухой концентрат. Его тяжело просто так взять, прожевать
и проглотить. К прочитанному невозможно отнестись легкомысленно. Такое чтение я
люблю.
Перечислю несколько причин, по
которым я нахожу это чтение полезным.
1. Красивый русский язык. Тут
нечего больше добавить. Надо просто почитать и самому это ощутить.
2. Солженицын помогает понять
культуру и менталитет нашего народа. Забитость, лживость, любовь к показухе. Отчего
бывает забитость? Да оттого, что много били, не так ли? А сколько били, какими
методами и сколько миллионов человек стали жертвами этого битья, об этом автор
говорит много и приводит все необходимые сведения. А чтоб хоть как-то выживать,
надо врать, врать и врать…
3. ГУЛАГ для послереволюционного
СССР – не какое-то досадное, случайное стечение обстоятельств, а естественное, системное
явление. Это Солженицын доносит очень убедительно. И это заставляет задуматься
о важности идей и неизбежности их последствий. Человек так устроен, что любую
идеологию он использует для удовлетворения похотей своей плоти. Но идеология
идеологии рознь. Конечно, самая глубинная проблема – человеческий грех. Он
неисправим. Он неистребим политическими или социальными методами. Однако каждая
общественно-политическая система устроена так, что сдерживает одни грехи, при
этом поощряя другие, или, как минимум остается к ним равнодушной. Чем больше
система завязана на греховном, тем больше трагедия для народа. Если террор был
у самых истоков советского государства – немудрено, что только на нем все могло
строиться и дальше.
Идеи имеют последствия. Ложные,
безбожные, фанатичные идеи имеют соответствующие последствия. Но миллионы черных
букв на белой бумаге выглядят совсем не так, как миллионы почерневших от лютого
мороза тел, устилающих необъятные просторы Сибири. Кто бы мог подумать, что
второе – прямое следствие первого? Хотя есть движение и в обратном направлении:
идеи нужны, чтобы оправдать поступки.
Идеология! — это она даёт искомое оправдание злодейству
и нужную долгую твёрдость злодею. Та общественная теория, которая помогает ему
перед собой и перед другими обелять свои поступки и слышать не укоры, не
проклятья, а хвалы и почёт. Так инквизиторы укрепляли себя христианством,
завоеватели — возвеличением родины, колонизаторы—цивилизацией, нацисты —
расой, якобинцы и большевики — равенством, братством, счастьем будущих поколений. (kindle, loc 4945-4950)
Может быть, наши идеи никогда не
будут иметь таких катастрофических последствий. Но любому из нас, кто идеи
генерирует и передает другим, всегда нужно помнить строгое предупреждение
Иакова: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему
осуждению» (3:1).
4. История человечества всегда
будет историей меньшего или большего зла. Иногда доводится слышать, что
какие-то вещи в 21 веке немыслимы. Ведь не в средневековье живем! Это отражение
наивной веры в моральный прогресс человечества. Это отражение неверия в
библейское учение о полной греховности человека. И это опасно. Ведь относиться
к человеческой природе так, будто она не является источником греха, зла и
насилия – преступное легкомыслие. А ведь именно такой оптимизм царил в западном
мире вплоть до начала двадцатого века, века двух мировых войн и
коммунистических революций. Подобный оптимизм царит и сейчас…
5. Витамин «С» [читается «эс», не «це»] от ропота и уныния. Иисус многократно призывал своих учеников
«бодрствовать и трезвиться». Лично я чувствую, что больше всего меня убаюкивает
благополучие. Чем благополучнее моя жизнь, тем меньше радости мне приносят те блага, которые я имею. Мое
поколение – поколение пресытившихся потребителей (хоть аббревиатуру чекань:
ППП!) – не знает ни тяжести лишений, ни простых радостей жизни. Если я не предпринимаю
сознательных усилий, я незаметно сползаю в пресыщенность и ропот. Это как закон
всемирного тяготения. Если вас не интересует ни история, ни политика, то
принять немного витамина «С» я советую хотя бы для того, чтобы научиться радоваться
тем макаронам, что вы так часто варите на своей плите (мы ведь с вами совсем не
понимаем, что такое лагерная баланда); той работе, на которой нам все же как-то
платят, и после которой мы можем вернуться к своей семье (мы ведь не работали на
износ от темноты до темноты, давно потеряв всякую надежду увидеть родных и
близких); той «небольшой» квартире, в которой мы живем (мы ведь не спали в
камерах, где люди на полу даже сидя не помещаются)… Хочется продолжать этот
список. Но я не могу быть красноречивее Александра Исаевича. Заглотните пару
глав. Только не ослабляйте действие витамина мыслями, что такое было возможно
только в советском «средневековье» и к вам это отношения не имеет. Поставьте
себя во все описанные условия. Увидите, как действует!
6. Меня глубоко поразило то, что
Солженицын, описывая все те беззакония, которые творили власти (в самом широком
смысле слова, сверху донизу), не разделяет при этом людей на «хороших» и «плохих»,
«наших» и «ваших». Он видит зло как общечеловеческую
проблему. Он правильно видит источник зла – это человеческое сердце. Думаю, что
для христиан очень важно вооружиться этой мыслью, чтобы правильно относиться и
к злу, и к людям, которые его творят. Отчасти я затрагивал это в своем посте «Наша общность в Адаме». А вот соответствующая цитата из «ГУЛАГа»:
Пусть захлопнет здесь книгу тот читатель, кто ждёт, что
она будет политическим обличением. Если б это было так просто! — что
где–то есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только
отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло,
пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?.. В
течении жизни одного сердца линия эта перемещается на нём, то теснимая
радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру. Один и тот же
человек бывает в свои разные возрасты, в разных жизненных положениях— совсем
разным человеком. То к дьяволу близко. То и к святому. А имя — не меняется,
и ему мы приписываем всё. (kindle, loc 4805-4814)
7. Еще пара цитат, которые говорят сами за
себя, прежде чем я перейду к самой-самой:
Простая истина, но и её надо выстрадать: благословенны не
победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения
нужны — народу. После побед хочется ещё побед, после поражения хочется
свободы — и обычно её добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и
беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься
духовно. Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой
два столетия великих напряжений, разорений, несвободы — и новых, и новых
войн. Полтавское поражение было спасительно для шведов: потеряв охоту воевать,
шведы стали самым процветающим и свободным народом в Европе. (kindle, loc 7499-7509)
...если
надо не жить для того, чтобы жить, — то и зачем тогда?.. (kindle, loc 7689-7690)
8. И напоследок. У меня есть
любимая цитата, которую я использую в проповеди на слова Христа «кто хочет идти
за Мной, отвергни себя» (Мф 16:24). Есть поразительная параллель между тем, к
чему призван христианин и что помогает ему остаться стойким в вере, и тем, что
помогает устоять арестанту в тюремно-лагерной мясорубке.
Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную
тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но
ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречён на
гибель — сейчас или несколько позже, но позже будет даже тяжелей, лучше
раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие умерли для меня — и я для них
умер. Тело моё с сегодняшнего дня для меня — бесполезное, чужое тело.
Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны. И перед таким
арестантом — дрогнет следствие! Только тот победит, кто от всего отрёкся! (kindle, loc 3900-3908).
"Но это не отменяет того факта, что в их писаниях может быть отражена правда о творении."
ОтветитьУдалитьА почему тогда нежелательно слушать 'нехристианскую' музыку?
В принципе, для кого-то и Солженицына читать нежелательно. Христианин отвечает для себя на вопрос о допустимости или нежелательности чего-либо во свете того, как это на нем сказывается. С музыкой просто есть такая штука (это мое личное наблюдение), что она предназначена не для критического осмысления текста, а преимущественно для наслаждения им. Поэтому мы можем что-то впитывать, будучи в состоянии умственной расслабленности. Хотя тут, опять же, могут быть индивидуальные особенности, т.е. большая разница в устойчивости-неустойчивости.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьНу, раз "ВО СВЕТЕ ТОГО, КАК это на нем сказывается...", то понятно... :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, прочел с интересом. В целом согласен с вашими рассуждениями по поводу чтения книг... Уж не помню сколько раз перечитывал Архипелаг...", одна из моих любимых книг. Еще не очень давно читал ""Alexander Dolgun's Story: An American in the Gulag.", автора этой книги Солженицын упоминает в "Архипелаге..."
ОтветитьУдалитьP.S. МГЛУ -- это в Минске? Если да, не знал, что Акулов уже предстал перед Господом. Жаль, что когда я слушал его лекции, меня не интересовала философия...
Да, в Минске!
ОтветитьУдалить