четверг, 11 апреля 2013 г.

Визит в «Хижину». 1 часть.

Не знаю, насколько это хорошая идея — посвящать первый книжный обзор «Хижине». По-началу мне хотелось писать о «хороших» книгах, которые я хотел бы рекомендовать к прочтению. Но увы. Меня охватило желание писать о «Хижине» Уильяма Пола Янга, и на то есть несколько причин:

      1. Я несколько раз слышал про эту книгу. Отзывались о ней либо умеренно положительно, либо крайне отрицательно. Однажды я увидел ее у знакомого и отозвался о ней отрицательно, потому что другие отзывались о ней отрицательно. Мне не очень нравится, когда мне приходится о чем-то отзываться отрицательно, если у меня с этим не было личного знакомства. Поэтому, когда я услышал еще одно упоминание об этой книге от еще одного знакомого, я понял, что пора самому взяться за чтение.
      2. Для меня это первый опыт прочтения книги, которая мне заведомо не нравится. А еще это упражнение в критическом анализе. Дело в том, что до сих пор я старался читать книги, от которых я плохого не ждал. Мое критическое мышление не то чтобы было совсем в режиме stand-by, но оно не было в состоянии полной боевой готовности. Я всегда был склонен истолковывать выражения, предложения и абзацы в лучшую (по моим взглядам) сторону. В этом же случае я, с одной стороны, пытался понять, что хочет сказать автор, не выискивая сала в колбасе, а с другой стороны, помнить, что написанное может содержать ложные, деструктивные идеи.
      3. Я все больше наблюдаю, как бдительность и критическое мышление среднего евангельского христианина убаюкиваются привлекательными обертками, в которые современность оборачивает свои ядовитые конфеты. Я сам такой. Я обнаруживаю это в себе все больше, каюсь, меняюсь и другим того же желаю. Мы забыли, что любое литературное произведение несет в себе идеи, взгляд на вещи. Мы привыкли «брать что-нибудь для себя» где угодно. Поэтому для меня это вдобавок было упражением в здоровом христианском педантизме. Я должен был определить: то, что я читаю, я могу в целом проглотить, выплюнув несколько косточек, или я должен это полностью отвергнуть? Ведь в книге я могу соглашаться с предлогами, союзами и даже словосочетаниями. Книга — это мозаика слов. Слова выражают мысли. Мысли выкладывают панно мировоззрения автора. Можно восхищаться отдельными элементами мозаики, не замечая, какую общую картину создают эти элементы. Я должен был ответить себе на вопрос: разделяю ли я тот взгляд на Бога и отношения с Ним, которые представляет автор?
      4. Взгляды оттачиваются в столкновении с другими взглядами. Убеждениям необходима закалка, которую дает только столкновение с противоположностью. Как ребенок никогда не повзрослеет, не выйдя во внешний мир со всей его враждебностью, непредсказуемостью и испорченностью, так и мы рискуем остаться уязвимыми, если как минимум не ознакомимся, а как максимум не вступим в конфронтацию с заблуждениями современности.
      5. Эта книга 2010 году в Киеве стала «Евангельской книгой года». Вошла в 20-ку бестселлеров в России в том же году. Мнения о ней поляризовались до крайности. Но удивительно то, что это разделение мнений произошло среди тех, кто формально (или неформально) принадлежит к одному и тому же евангельскому движению. Пусть многогранному, но все же евангельскому! А поскольку книга, ставшая «Евангельской книгой года» одновременно стала бестселлером в России, напрашиваются некоторые вопросы: Может Россия незаметно для всего мира стала евангельской? Или она в глубине загадочной души более евангельская, чем мне до сих казалось? Может быть, критики из среды более консервативных христиан слишком суровы и придирчивы? А может быть, что-то не так с церквями и христианами, которые мы именуем «евангельскими»? Я специально почитал отзывы на книгу в рунете. Один мне особенно бросился в глаза: Меня, православную попросила прочесть замечательная подруга протестантка. И я не жалею об этом. Это замечательная попытка почувствовать Бога, задать ему свои вопросы, рассказать о сомнениях и найти ответы на всё, что волнует. И побывать в Его любви. Очень свежая по духу книга.
        Как так получилось, что двум девушкам столь (теоретически) разных исповеданий книга пришлась одинаково по душе? Ответы на эти вопросы я для себя нашел и буду ими по мере сил делиться с вами.



Надеюсь, что мой анализ будет полезен вам независимо от того, читали вы «Хижину» или нет. Если вам захочется почитать, найти книгу через интернет не составит труда. Если нет — вы не так уж много потеряете. Но все же для людей, чувствующих себя утвержденными и хорошо владеющими ключевыми христианскими доктринами, было бы полезно обратиться к «Хижине» как к кладези современных заблуждений и ересей. Она похожа на салат-бар в ресторане, где за небольшую сумму можно попробовать всего по чуть-чуть. Если в книге есть то, что приходится по душе миллионам людей самых разных взглядов, то нам неплохо бы знать, каков он — дух века. Если и верующие, и неверующие, в своих отзывах о книге говорят, что она «изменила их мировоззрение», «изменила их взгляд на Бога», «помогла им понять Бога/Троицу» и т. п., это должно разжечь наше любопытство.

Вопрос, который я невольно задаю себе: «Как бы отозвались о такой книге люди из моей церкви? Люди, которым я проповедую и которых учу? Люди, за духовную зрелость и богопознание которых я дам ответ перед Главой Церкви?».

И дело не в книге как таковой, а в явлении. Лакмусовая бумажка «Хижины», опущенная в жидкий раствор сегодняшнего евангельского христианства, приобретает цвет, который заставляет призадуматься. Мои думы при этом невеселые.

Это введение. Чтобы как-то настроится. Я буду писать свой отзыв в несколько частей. Не потому что проделал титанический исследовательский труд, а потому что мне так будет легче. Когда я о чем-то пишу, мне всегда не хватает места, чтобы излить все, что я думаю. Если я затягиваю, я начинаю утомлять сам себя (и наверное других).

Напоследок приведу только небольшой список вопросов, по которым книга содержит в лучшем случае заблуждения, а в хужшем — ересь. Я не ставлю их все на один уровень важности. Я их просто записывал по мере поступления в мозг. Также есть вещи, которые, на мой взгляд, должны упоминаться, раз уж в книге идет речь об отношениях Бога и человека. Но их нет. И это тоже тема для отдельного разговора.

  • Троица (!);
  • запредельность (трансцендентность) и святость Бога;
  • авторитетность и роль Библии в познании Бога;
  • роль мужчины и женщины;
  • власть и подчинение;
  • человеческая греховность (отсутствует); 
  • спасение через заместительную жертву Христа (отсутствует);
  • Божье всевластие;
  • проблема зла;
  • «сила исповедания».



Искренне признаюсь, что я не собирался отыскивать в книге ереси на каждой странице. Просто она оказалась еще хуже, чем я ожидал.



Приглашаю к дискуссии. Для того чтобы оставлять комментарии, просто зарегистрируйтесь в Google. Либо можно оставлять комментарии под ссылками, которые я размещаю в социальных сетях.


2 комментария:

  1. Воу Толик, тут твой скептецизм достигает уже апогея:) Не слишком ли ты много требуешь от литературного произведения? Почитаю твою критику дальше, но пока это взляд лишь с одной стороны медали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, рад что ты приступил к критическому прочтению моих роящихся вокруг Хижины мыслей. Твой вопрос риторический? Поясни, что именно ты имеешь в виду, если нет.

      Удалить