Все
люди обобщаются Библией преимущественно
под двумя «шапками», а точнее —
представителями: Адам и Христос. Другими
словами, и Адам, и Христос выступают как
представители людей. Все то, что происходит
с ними, все, что они «зарабатывают»,
распространяется и на тех, кого они
представляют. Сначала разберемся с
тем, что под этим имеется в виду, а потом
углубимся в нашу общность в Адаме.
Наиболее
ясно эта идея выражена в Рим 5:12-21 (а также
в 1 Кор 15:21-22), где Павел говорит о том,
как мы погибаем и спасаемся. Суть такова:
то, что сделал Адам, отразилось на всех
тех, кого представлял Адам, т. е. на
всех его потомках; то, что сделал Христос,
отразилось на всех тех, кого представлял
Христос, т. е. на избранных. И в одном,
и в другом случае мы получаем то, что
заслужил другой. Но то, что нас интересует
сегодня — это всеобщность охвата
последствий греха и вины Адама. Хотя
обсуждения вопроса о спасении через
замещение/представительство — это тоже
отличная тема для размышлений. Но об
этом когда-нибудь позже, когда я буду
готов принимать на себя виртуальные
тухлые яйца и помидоры. Сейчас же давайте
осмыслим это старое, всеми одинаково
разделяемое христианское верование:
Адам согрешил, мы — его потомки — все
без исключения похожи на него, терпим
последствия его греха, по-своему повторяем
его грех, умножаем этот грех, и, как и
наш праотец, вынуждены будем претерпеть
физическую смерть за грех.
Начнем
с того, что признаем, что мы похожи на
своего отца. Не знаю, как для кого, но
для меня было очень сложно заметить в
себе физические черты своего отца,
потому что мне все детство и юность
говорили, что я «вылитая мама». Но не
все так просто. Гены пальцем не задавишь.
Я все больше нахожу в себе внешних черт
отца. Параллельно с обнаружением
физических сходств шел процесс обнаружения
сходств моральных. И хотя я могу сколько
угодно утверждать, что я «отдельный» и
«другой» человек, для тех, кто знает всю
мою семью, не составит труда доказать,
что я слеплен «по образу и подобию». Мне
нужно это просто признать. Отрицать это
глупо.
Мы
не знаем, как выглядел Адам, был он
холериком или флегматиком, черным или
белым, низким или высоким. Это и не важно.
Важно, что мы произошли от него, что мы
унаследовали от него то, что называется
«человеческая природа».
Когда
мы читаем описание грехопадения в книге
Бытие, мы можем порой вести себя как
зритель у экрана: главный герой не
осознает, что ему грозит опасность, на
экране видно ее приближение, мы ему
кричим (внутренне или, при большей
эмоциональности, даже внешне): «Эй! Ты
че! Смотри!». Когда я был маленький, я
всегда наблюдал, как папа смотрит футбол.
Он был крайне эмоционален и давал много
советов игрокам на экране. Нельзя
сказать, что он не понимал, о чем говорит:
в молодости он много играл в любительских
командах, поэтому знал в этом деле толк.
Слова его были столь убедительны, а
эмоции столь интенсивны, что невольно
верилось, будь он там, на поле, он бы
сыграл лучше.
Будем
скромнее относится к своим духовным
силам, читая повествование о грехопадении
наших прародителей. Как бы
поступили мы — вопрос в сослагательном
наклонении, которые история, как известно,
не терпит. Библия просто ставит нас
перед фактом того, что мы — порождение
согрешившего Адама. Не знаю, вкушал ли
Адам именно яблоко (как это традиционно
изображается), но мы от Адама-яблони
недалеко падаем. Это наша природа и наша
повседневная реальность. Мы грешники
и мы грешим.
Значит,
когда я смотрю на себя и на других, я
обнаруживаю, что мы абсолютно одинаковы
по своей грешной, искаженной, себялюбивой,
гордой, бунтарской, человеческой природе.
Я знаю, что легко признавать это формально,
как часть своего правильного христианского
вероисповедания. Такое время от времени
говорит и любой мало-мальски религиозный
человек: «Все мы грешны». При этом имеется
в виду, что я, мол, не хуже всех остальных.
Я плох, но в этом нет ничего особенного.
Я
хотел бы перевернуть эту монету на
другую сторону. Я думаю, что истина о
всеобщей греховности предназначена не
для всеобщего успокоения, а для всеобщего
смирения. Расскажу, как это работает в
моей голове. Я рос воспитанным и послушным
мальчиком. Проблем родителям излишних
не доставлял: в детском саду тихо играл
сам себе, никого не обижал; в школе учился
хорошо и т. п. Я верил, что я грешен.
Однако я всегда видел разницу между
собой и другими, очень
плохими людьми. Ведь они обижали слабых,
а я — нет; они пьянствовали, а я — нет.
Я не мог сказать о себе, что я такой же,
как они! Я был НЕ такой, как они. Мне
поначалу казалось, что выражения из
Римлянам типа «гортань их — открытый
гроб» относятся к тем самым плохим
людям. Ну, в конце концов, я же не замeнял
«естественное употребление
противоестественным»! Да, я, как и всякий
подросток, глазел на девушек при любой
возможности, раздевал их в своих
фантазиях. Но я же оставался в рамках
приличия!
Это
как посмотреть. Вот, что мне помогло.
Все зависит от того, как и откуда смотреть.
Грех внутри меня был качественно
тот же, что и у физических (а не виртуальных)
развратников, пьяниц и насильников. Он,
слава Богу, был в рамках, которые не
позволяли ему разрушить мою жизнь и
отношения с людьми. Он был сглажен
культурой и воспитанием, запретами и
страхами. Но когда Бог с высоты Своей
святости смотрел на меня и на окружавших
меня людей, различия в масштабе переставали
иметь значение. Эти различия казались
смешными.
Со
временем это очень сильно помогло мне
не превозносится над теми, кто грешит.
Чем дольше ты верующий, тем больше у
тебя склонность к «возмущению» грехами
других людей. Мы смотрим на самых отпетых
грешников вокруг нас, и у нас внутри
сидит убежденность, что мы качественно
отличаемся от этих людей, что мы бы
такого «никогда не сделали». Мы восклицаем:
«Да как так можно!». Особенно тяжело
противостать этому искушению, когда
смотришь на людей, которые, кажется с
ума посходили в этой жизни, «с жиру
бесятся», «уже не знают, чем заняться».
Например, богема. Я вот думаю... ну что
общего есть между мной и Максимом
Галкиным, пятым мужем Аллы Пугачевой?
Он воплощает все то, к чему я питаю
презрение и отвращение. Он тот человек,
при упоминании которого мне хочется
закатить глаза, ухмыльнуться и громко
выдохнуть через нос (все это одновременно).
А для Бога все то, что нас отличает,
несущественно. Он смотрит на нас и видит
двух одинаково заблудившихся сыновей
Адама. Ни в нем, ни во мне нет ничего
особенного. Мы не так сильно отличаемся,
как мне может казаться. Напротив, нас
объединяет трагичность той ситуации,
в которой мы оказались из-за греха.
Покажите
мне законническую церковь, и я покажу
вам церковь, которая не понимает ту
общность, которую мы все — верующие и
неверуюшие, имеем в Адаме. Церковь,
которая гордо поднимает к небу глаза и
благодарит Бога, что она не такова, как
все окружающие ее ____ (пробел заполнить
самостоятельно), упускает из виду одно
из фундаментальных учений Библии о
человеке. «Те кто во Христе, тот новое
творение. Мы не от мира», - поспешить
сказать мне кто-то из вас. Я знаю. Прекрасно
знаю. Но не об этом речь.
Апостол
Павел даже через много лет после своего
обращения не переставал оглядываться
назад и напоминать себе и другим, откуда
он «родом» (1 Тим 1:12-15). Более того, в Тит
3:1-5 он связывает способность христиан
вести себя мягко, по-доброму с окружающими
людьми с памятью о том, кем они были по
своей (т. е. адамовой) природе до того,
как Бог, по своей милости, а не по их
заслугам, спас их. Прочитаем повнимательнее
3 стих. Возможный перевод его окончания
такой: «были ненавидимы и сами ненавидели».
Мы были противными и нам было противно
с другими людьми. Мы были похожи на крыс
в клетке, которые поедают друг друга
ради собственного выживания.
Сколько
браков распалось из-за того, что людям
казалось, будто они «слишком разные»!
Психологический миф о «совместимости»
помогал людям обрести уверенность в
«научной» обоснованности решения о
разводе. Беда людей не в том, что они
слишком разные. К сожалению — наоборот,
они слишком одинаковые. Мы одинаково
хищные и себялюбивые.
Многие
конфликты в моей собственной семье были
именно из-за того, что кто-то из нас двоих
был уверен, что он «не таков». Если не
подавлять Божью истину (и просто
реальность жизни) гордым лицемерием,
приходится признавать, что на самом
деле мы — два сапога пара. Это то, что
помогает понимать, прощать, любить и
терпеть.
Знаете,
почему многие профессии, связанные с
людьми, делают из людей циников? Потому что год
за годом — одно и то же: люди как они
есть. Врачи, психологи, учителя,
воспитатели. В такие профессии идет
много альтруистов, которые искренне
хотят помочь другим. Поначалу люди тебе
кажутся особенными и интересными, потом
они делятся на типы или группы, а потом
ты от них устаешь, становится скучно
или даже противно. Когда много имеешь
дело с людьми, они превращаются для тебя
в серую массу, конвейер. Они пролетают
мимо тебя как столбы электропередач
мимо окна поезда. Поэтому, студенты, не
судите строго старого профессора,
который сам скучает и на вас тоску
нагоняет. У него просто таких, как вы,
столько было...
Что-то
я взгрустнул... Ну и правильно. Поводов
для грусти есть много. Греха и заблуждений
и у меня, и вас хватает. Кем мы себя
возомнили? Что мы себе позволяем? Покаяние
лишний раз никому не помешает.
Еще
одна мысль напоследок. Мой любимый
синоним-толкование слова «святой» - это
«не такой». А свят один Бог. Вот Он
действительно «не такой». А мы — такие...
Сами знаете, какие...
Я согрешил. И нет мне оправданья.
ОтветитьУдалитьЯ согрешил. Наказан я сполна.
К чему теперь ненужные стенанья?
К чему теперь напрасные слова?
Их нужно было слушать в то мгновенье,
Когда мой ум шептал: «Остановись!
Ты делаешь неверное движенье,
Ты слишком нагло лезешь в чью-то жизнь!..
Какое ты на то имеешь право?
И кто сказал тебе, что ты судья?
Ты яростно бичуешь чьи-то нравы,
А лучше посмотрел бы на себя!..
Чем лучше ты?.. Ты веришь только Свету,
В то время как впотьмах своей души
Уже давно презрел все те обеты,
Что ты давал ему: “Не согреши!
Аминь!
ОтветитьУдалить