вторник, 9 июля 2013 г.

Баптистская литургическая проповедь


Есть слова, которое плохо сочетаются друг с другом. Есть слова, которые не сочетаются вообще. Они, вроде бы, взаимоисключающие. Но настолько наша жизнь интересная и непредсказуемая, настолько много несовместимого в реальности совмещается, настолько любят противоположности притягиваться и образовывать причудливые синтезы, что даже понятие есть в стилистике языка – оксюморон. Это когда в одном словосочетании уживаются два, казалось бы, несовместимых слова. Правдивая ложь, глупый мудрец, громкое молчание и т.д. На уровне значения отдельных слов – несуразица; но посмотришь на реальную жизнь – понимаешь, что точнее описать происходящее нельзя.
Вся жизнь человека – это нагромождение парадоксов. И иногда они приобретают довольно забавную форму. Для верующих важно научиться относится к самим себе с долей иронии. Если у нас это не получается – значит мы не замечаем в самих себе противоречивого и абсурдного. А оно есть. Поэтому лучше нам скорее обнаружить это в себе и признать это, чем дожидаться момента, когда это станет очевидным для окружающих. Если мы посмеялись над собой первыми, мы обезоружили недоброжелателей, мы перехватили инициативу.
А это я все вот к чему. Любое религиозное течение определяется через его уникальные черты, которые не присущи другим течениям. Сама история так распорядилась. И не обязательно, что это главный пункт их учения или практики. Просто если бы не этот пункт, им можно было бы примкнуть к другому течению или конфессии. Например, во многих местах Беларуси различие между баптистской и пятидесятнической церковью найти очень сложно. Но есть существенное отличие в понимании действия Святого Духа, отсюда – разные имена. Однако я встречал баптистов, больше похожих на пятидесятников, и пятидесятников, которые вполне бы сошли за баптистов. Одно дело – официальная принадлежность, другое дело – суровая реальность.
Другой пример. Мы, баптисты, подчеркиваем (и это правильно!) важность сознательной веры как условия для крещения, т.е. вступления в церковь. При этом мы критикуем другие конфессии (и тоже не без оснований!) за крещение ничего не понимающих младенцев. Конечно же, когда наши знакомые несут крестить своих детей в храм только лишь потому, что когда-то там крестили их, а еще раньше там крестилась их бабушка, то тут ни о какой сознательной вере речи не идет. Что там у младенца! Ее даже у родителей нет! Это обряд социально-культурной инициации. Ребенок становится «как мы», «нормальный». Но я достаточно много повидал разных людей в баптистских церквях, и пришел к выводу, что у многих из них мотив крещения недалеко стоит от того, что мы видим у номинальных православных. Верующие родители успокаиваются, теперь их ребенок «нормальный». Крещение воспринимается не как начало дела, а как его венец. И как православные: крестили – и забыли, так и баптисты: крестили – и успокоились. Необходимого наставления в вере порой нет ни там, ни там. Поэтому многие из нас не так далеко ушли от народного православия, как нам кажется.
Какой длинный пролог! Я имею слабость в этом вопросе. Очень тяготею к затяжным вступлениям. Но сказать я хотел вот о чем: то же самое касается проповеди. Литургия – это богослужение по определенному, строго фиксированному порядку. Каждая деталь в литургии продумана. Отступать от нее нельзя. И пусть это даже делается безразлично, формально, главное, что все правильно. Форма соблюдена, а внутреннее содержание приложится.
На этом фоне мы – баптисты – всегда подчеркивали, что на наших собраниях нет пустых религиозных формальностей. У нас все по-настоящему. Люди молятся не по книжечкам, а от сердца. Понятные и современные мотивы и тексты песен. Доступная проповедь. Нет, мы не верим в литургию. Мы проповедуем Слово! Я двумя руками «за»! Так и надо! Но мы забываем, что наша практика не такая черно-белая как наше кредо.
Такая вещь как проповедь начала жить своей собственной жизнью. Церковные собрания в целом начали жить своей собственной жизнью. Я часто слышу такое выражение: «в церкви Х проходят богослужения». В этом бывает выражено все содержание церковной жизни. А на этих богослужениях «звучит Слово Божье». В принципе, это прекрасно. Но это все равно, что сказать: «в школе Х проходят занятия, на которых преподаются предметы Y и Z». Если я – чиновник, который приехал проверить факт наличия, то я буду доволен. Я поставлю в бланке роспись и поеду дальше. Но если я хочу получить качественное образование, то у меня к этой школе будет еще много вопросов, на которые не ответишь общими фразами. Меня будет интересовать конечный результат: какими из этой школы выходят люди, изучив эти предметы? 
Почему «литургическая проповедь»? Потому что проповедь превратилась в вещь в себе. Она должна прозвучать. Перед ней нужно открыть Библию и оттуда прочитать. Или их должно быть три, или две, или одна. Или одна с призывом к молитве, а другая – без. Или не больше 15 минут. Или на тему страданий Христа. Если проповеди нет – порядок литургии нарушен. Если есть – не важно какая – все на своем месте. Не важно, кто-то что-то понял или нет. Не важно, что прочитанный текст и последовавшая за ним речь – как богач и Лазарь, между ними великая пропасть. Не важно, что через пять минут уже никто не будет помнить, о чем она. Ведь мы таких сотни слышали и еще тысячи услышим. В ней не было ничего крамольного, но и познавательного – тоже ничего. А проповедник, вообще, хороший брат. И он старался, а может и не старался. Но ведь кому-то надо «говорить С/слово». Собрание прошло, все на месте:
проповеди,
песни,
поэзия,
пожертвований,
приветы.                               
Литургическая проповедь нацелена не столько на результат, сколько на процесс. Люди не познают, люди слушают. Измененное мышление людей – ее возможный побочный эффект. Но тот «продукт», который она стабильно производит – это заполнение богослужебного времени; пробуждение в сердцах верующих недолговременных эмоций (поэтому за ободрением нужно ходить регулярно, как в продуктовый магазин); обучение верующих религиозной риторике. 
Отношение к такой проповеди – как к старому, больному человеку. Более милосердные люди приходят, внимательно выслушивают, находят, чем подбодрить. Более прагматичные люди между делом заходят, но испытывают гнетущее чувство, что они теряют драгоценное время. Молодые и самоуверенные чувствуют свое превосходство и открыто выражают пренебрежение. Но, так или иначе, все понимают, что дни человека сочтены, будущего у него нет. Церковь, где звучит только такая проповедь, одними людьми будет выброшена как пережиток религиозного прошлого, другими будет храниться как реликвия, напоминание о чем-то былом, что не дает жизни в настоящем и не принесет ее в будущем.
Литургическая проповедь – признак стареющей церкви. Это церковь в коме. Жизнь в теле еще есть, но и до смерти недалеко.
        Или я сгущаю краски? Кто-нибудь еще видит проблему? 

7 комментариев:

  1. Я категорически не согласна с тем, как используется определение "литургический". Как в посте было сказано, "литургия – это богослужение по определенному, строго фиксированному порядку. Каждая деталь в литургии продумана". Думаю, проблема проповеди в баптистской церкви не в "продуманности", а в непродуманности. Твердая вера в то, что Святой Дух может воздействовать на сердце слушающего даже в том случае, если проповедь плоха, приводит к тому, что содержание проповеди теряет свою значимость. Я считаю такое положение вещей системным, закономерным следствием богословских предпосылок, это норма для контекста традиционной баптистской церкви. Поэтому я бы не стала говорить, что "литургическая" (то есть традиционная) проповедь является симптомом некой смертельной болезни. Рискну предположить, что такие проповеди были всегда со времен появления баптистов в этой части мира, однако они до сих пор живут и здравствуют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Справедливое замечание насчет употребления слова "литургический". Я немного объясняю свою мотивацию его использования в дискуссии под ссылкой на пост в ФБ. Верно сказано: "...вера в то, что Святой Дух может воздействовать на сердце слушающего даже в том случае, если проповедь плоха, приводит к тому, что содержание проповеди теряет свою значимость". Наверное, это то, что я искал. Насчет "здравствования баптистов" не уверен. По моему обширному опыту посещения церквей по стране, там, где проповедь превратилась в ритуал, не затрагивающий умы людей, это ощутимым образом сказывается на духовной атмосфере в церкви. Ведь жизнь и здоровье не обязательно определяется физическим наличием людей в церковном здании в воскресенье утром.

      Удалить
    2. Я не люблю использовать такие понятия, как духовная атмосфера, жизнь и здоровье общины по причине их крайней субъективности. Эти ялвения ничем не измеришь и к делу не пришьешь. В каждой общине есть свои критерии определения "здоровья". У кого-то это наличие теплых дружеских отношений между братьями и сестрами, у кого-то ревность к благовестию, у кого-то стабильность посещения собраний и соответствие образцу жизни христианина, принятому в данном сообществе. Думаю, что община, в которой большинство членов считают, что в них нет жизни, это нонсенс. Когда приходишь в чужую церковь со своим пониманием того, что есть духовная жизнь, то обязательно сделаешь вывод, что в ней нет духовной жизни, если там принято видеть сущность этой жизни в другом. Поэтому считаю свое последнее утверждение в предыдущем посте формально не опровергнутым.

      Удалить
  2. В развитии данной ситуации сыграло роль скрещивание в одной точке нескольких векторов развития русского баптизма. Считаю немаловажным это уточнить.
    Во-первых, в то время как всемирный баптизм насчитывает более четырехсотлетнюю историю, Русский баптизм более молод. Характерной чертой отличающий возникновение евангелической веры, возникшей и развившейся на территории России, было ее спонтанное появление в разных местах, практически в одно время. Еще одна отличительная черта – то, что евангелическое движение не развивалось под влиянием какой-либо одной богословской школы, на развитие Российского евангелического исповедания оказали влияния различные богословские школы и евангельские движения.
    Во-вторых – как пишет А. Коломийцев в статье: Компромис в теологическом развиии Русского евангельского движения: «Известно, что евангельская церковь на западе была рождена в результате теологического спора. Со времен Лютера, Цвингли и Кальвина вплоть до недавнего времени, чётко сформулированное богословие было главным элементом, определяющим сущность протестантской церкви на Западе. С евангельской церковью в России все было по-другому. В большой степени возникновение русской евангельской церкви было скорее результатом реакции на нарушение элементарных принципов христианского образа жизни внутри русской православной церкви. Пьянство и моральная развращённость священников, безжизненная форма богослужения, религиозный формализм и мёртвая традиция привели определённую группу населения России к поиску живой веры. Теологическая несостоятельность православия играла в этом процессе второстепенную роль… Одна из особенностей славянских народов заключается в их типично восточной тенденции, направленной к жизни «по духу, а не по букве". Русские не привыкли доверять написанным законам. На протяжении многих столетий высшим законом в России была суверенная воля ее государя. Внутреннее неприятие и недоверие к законам, выраженным на бумаге может быть отнесено к списку характеристик русской души. Наблюдая, как власть имущие манипулируют законом, используя его для оправдания своих действий, русский народ выразил своё отношение к закону в поговорке: «Закон это дышло: куда повернул - туда и вышло». В большой степени подобное отношение можно объяснить результатом тысячелетнего влияния Русской православной церкви на формирование русского характера. Русская православная церковь никогда не уделяла серьезного внимания систематической теологии. Преуменьшая роль рационального мышления и превознося личный или коллективный опыт и чувственное литургическое переживание как основной источник истины, Восточное Православие часто отвергает даже саму возможность формирования ясно выраженного систематического богословия. По этой причине большая часть теологии Русской православной церкви очень размыта, неопределённа и не сформулирована. Православные теологи считают, что это нормальный и даже наилучший подход к формированию богословия. Говоря о том, что богословские истины невозможно ясно и точно выразить посредством человеческого языка, они считают богословие вообще может формироваться только в рамках «личного переживания общения с Богом», имея ввиду субъективный религиозный опыт, который, в конце концов, и определяет православную теологию» Конец цитаты

    Продолжение следует...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В-третьих, существенное влияние оказало объединение различных религиозных практик в «винегрет» под названием ВСЕХБ
      В- четвертых, важную роль сыграл документ под названием: Инструктивное письмо старшим пресвитерам. Изданный ВСЕХБ.
      «4. Ст. пресвитер обязан проверять деятельность местного пре­свитера, а также следить, нет ли нарушений в характере богослу­жений общины или нет ли каких влияний со стороны крайних пятидесятников, иеговистов и прочих течений.
      ….

      5. Мен3. Пресвитер наблюдает за тем, чтобы в проповеди участво­вали исключительно члены исполнительного органа, и лишь иног­да, в случае их отсутствия, допускались до проповеди члены реви­зионной комиссии.

      Никто из других членов к проповеди допускаться не должен. Исключением являются старший пресвитер данной области или республики, а также представитель ВСЕХБ.

      4. Пресвитер не должен допускать уклонения в богослужени­ях в сторону призывов к поспешному вовлечению новых членов, а также устройства концертных хоровых выступлений, примене­ния оркестров, декламации стихов и другие формы служения, не предусмотренные Положением ВСЕХБ.ьше проповедей и выполнения духовных треб, но боль­ше внимания и наблюдения за деятельностью пресвитеров и про­поведников, за соблюдением порядка и точным выполнением требований при приеме новых членов и их испытании, предусмотренных Положением.
      ….
      Характер богослужения
      1. Богослужение ВСЕХБ ставит своей целью удовлетворение необходимых духовных потребностей верующих, а также испол-нение духовных треб, как хлебопреломление, погребение, бракосо¬четание, рукоположение на служение, совершение наших церков¬ных праздников: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, ПАСХА, ВОЗНЕСЕ¬НИЕ, ТРОИЦА, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ПРАЗДНИК ЖАТВЫ И ДЕНЬ ЕДИНСТВА.
      2. Во всех собраниях, как в тех, в которых исполняются духов¬ные требы, так и в праздничных, производятся соответствующие проповеди и молитвы, совершается пение общее и хоровое.
      3. Единственным музыкальным инструментом при богослу¬жении является фисгармония, орган и в исключительных случа¬ях пианино, как наиболее соответствующие благоговейности на¬ших собраний. Никакие другие инструменты не должны упот-ребляться.
      4. Количество богослужений (молитвенных собраний) в об¬щинах, как правило, не должно превышать 2 — 3 собраний в неделю.
      5. Участвуют в проповеди исключительно члены исполнитель¬ного органа и, как исключение, члены ревизионной комиссии, другие члены общины в проповедях участвовать не должны.
      6. Дети дошкольного и школьного возраста, как правило, на богослужебные собрания допускаться не должны.»
      Конец цитаты

      Вот еще ссылка на альтернативное отношение к проповеди – книга под названием: Трансформирующая проповедь.
      http://mcpavlick.files.wordpress.com/2009/07/d182d180d0b0d0bdd181d184d0bed180d0bcd0b8d180d183d18ed189d0b0d18f-d0bfd180d0bed0bfd0bed0b2d0b5d0b4d18c.doc

      И, наконец, мое мнение – это скорее начало конца развития русского баптизма. Либо будет реформация, либо литургия выработается окончательно в конкретную форму, включая «спецодежду».
      Александр Олейник. Казахстан.

      Удалить
  3. Разоворы о деноминациях отвлекают от истины. Многие даже и не замечают уже, что употребляют слово 'Ц/церковь' в светском значении.

    ОтветитьУдалить
  4. Слово "церковь" уже имеет несколько значений. И от этого никуда не денешься. Я, правда, не совсем понимаю значение ни первого, ни второго предложения. :) ПС: А свою собственную деноминацию обсуждать - это нормально, внутрисемейные разборки ;)

    ОтветитьУдалить