Что я называю христианским
фольклором? Это идеи, популярные среди верующих, передающиеся из уст в уста,
иногда от поколения к поколению, часто закрепленные в виде клише. Обычно они
употребляются, когда говорящий хочет свести сложную тему к некой неоспоримой
истине, тем самым разрубив гордиев узел неоднозначности вещей.
Некоторые такие клише
действительно содержат в себе христианскую мудрость. Но, как и со всеми
афоризмами, проблема вот в чем: чтобы быть понятым правильно, всякое лаконичное
выражение требует развернутого толкования. Христианское общение и христианская
литература усеяны афоризмами, которые верны лишь в одном конкретном смысле.
Там, где они первоначально были сказаны (в том числе в Библии), они передавали
истину. Вне своего изначального контекста – они как поезда, сошедшие с рельс, –
вышедшие из-под контроля и представляющие опасность.
Частичная истина намного опаснее
стопроцентной лжи. Частичная истина о наших отношениях с Богом может нанести
ущерб нашей вере.
Мне не раз приходилось слышать от
христиан приблизительно следующее: «Мы будем молиться, и Бог не допустит, чтобы…»;
«А я верю, что Бог не допустит…» и т.п. Ситуации, в которых так говорят,
разнообразны как сама жизнь. Суть идеи – одна и та же: Бог непременно совершит что-то особенное для тех, кто в Него верит и
кто молится Ему. С неверующими могут происходить все вообразимые беды. Потому
что у них нет Божьей защиты. А вот верующие – совсем другое дело.
Классическое место Писания (хотя
и не единственное, есть много других), которое при этом звучит – псалом 90.
Если вы забыли или не знаете, о чем там, то почитайте. Браузер вас подождет… Подождет…
Ну вот. Вы освежили содержание
псалма в памяти. Теперь болезненный вопрос: применим ли этот псалом к вам напрямую? Последнее слово очень важно. В
нем и кроется вся загвоздка. Ведь здесь говорится о том, как Бог охраняет
человека, возложившего свое упование на Него. Идея псалма проста: если ты
надеешься на Бога, то «не приключится тебе зло» (ст.10); если ты возлюбил Бога,
то Бог избавит и прославит тебя, ты будешь жить долго и счастливо (ст.14-16).
Если я
–
верующий в Бога,
надеющийся на Бога и любящий Бога человек, то вроде бы это обо мне. И Бог, в
которого я верю, это тот самый Бог, о котором здесь речь. Значит – псалом обо
мне и для меня. Но если быть честным, то вряд ли кто-то из нас сможет сказать,
что в его жизни исполнялось все то, что здесь обещано живущему под кровом
Всевышнего. Выходит, либо с нашей верой что-то не так, либо с Богом? Второе мы,
ясное дело, отметаем. Остается первое. При таком варианте может прозвучать другая
христианская сентенция: «Мало молился!». Она заслуживает отдельного
рассмотрения. Но этого мы сейчас делать не будем. Нет, не мало молился. Не в
этом дело. А дело в том, как устроена Библия.
Всякий стих в Библии – часть главы.
Всякая глава – часть книги. Всякая книга имеет свое место в развивающемся
Божьем откровении, кульминацией которого является Христос и новый завет, заключенный
со всеми верующими в Его крови. Основные строительные блоки искупительной
истории – заветы. Типичный христианин (Ах! Если бы это было несправедливым
обобщением!) читает Библию как сборник афоризмов. Христианские открытки-магниты-майки-календари усиливают эту тенденцию. Поэтому христианину кажется, что афоризм
имеет универсальный характер. Но это не так. Он – часть определенной системы
отношений человека с Богом. Правильно он может быть истолкован только с учетом
всей этой системы, т.е. завета. Книга Псалмов – часть В/ветхого З/завета
(во-первых, части Библии; во-вторых, написана в рамках определенного договора
Бога с людьми). Бог вывел израильтян из Египта и заключил с ними договор: Я
буду Твоим Богом, ты будешь моим народом; будешь меня слушаться – Я тебя
благословлю, не будешь – прокляну. Именно в контексте этого завета и написан
псалом 90. Он не изобретает ничего нового. Он лишь поэтически выражает то, что
написано, например, во Втор 28. Являюсь ли я сегодня участником того, старого
завета? Естественно, нет. Я состою с Богом в другом, новом, лучшем завете. Это
тот же самый Бог. Он так же могуч. Он так же верен Своим обещаниям. Но что он
обещает в этом новом завете? А еще важнее – чего не обещает?
Новый завет не обещает, что Бог
будет хранить нас от зла (болезни, войны, бедность, что угодно) при условии
нашей верности ему. Все, что мы получаем в новом завете, мы получаем верой
благодаря тому, что совершил для нас Христос. Но это касается нашего спасения. Нам гарантирована духовная сохранность, а не физическая.
Уверенность именно в этой сохранности выражает апостол Павел в конце своей
жизни (2 Тим 4:18). Здоровье потеряно, богатства потеряны, друзья потеряны, он
сидит в тюрьме. Кто, как не он, был верен Богу? Мне даже сложно представить,
как Павел говорит: «А я верю, что Бог не допустит…». Вся его христианская жизнь
прошла в соответствии с обещанием Иисуса о том, сколько ему предстоит
пострадать за имя Христа (Деян 9:16).
Бог обещает спасение по благодати
и все, что нужно для доведения этого спасения до конца (Флп 1:6). Он обещает все
необходимое, чтобы нам жить в соответствии с этим спасением (2 Пет 1:3). Вот, в
принципе, и все. Остальное может быть
предметом наших просьб к Богу. Но Он может ответить «да», а может ответить «нет».
Утверждать, что «Бог не допустит» - чаще всего значит выдавать желаемое за
действительное.
Характер нашей молитвы сильно
изменяется, когда мы взываем к Богу, понимая, что Он может исцелить, а может
сломать. И никто из нас не скажет Ему: «Что ты делаешь?!».
Бог не допустит? Откуда ты
знаешь? А ты готов к тому, что допустит?
Хорошее рассуждение. Действительно, сегодня многие забывают о том , что нам дано не только веровать в него, но и страдать за него - и в страданиях намного больше славы.
ОтветитьУдалитьНасчет того, что многие читают Библию как сборник афоризмов - четко подмечено!
Дзякуй за грунтоўны артыкул. На жаль, "тыповы" хрысціянін сапраўды чытае Біблію так, як ты апісваеш
ОтветитьУдалить