пятница, 6 сентября 2013 г.

Христианский фольклор: «Бог не допустит!»


Что я называю христианским фольклором? Это идеи, популярные среди верующих, передающиеся из уст в уста, иногда от поколения к поколению, часто закрепленные в виде клише. Обычно они употребляются, когда говорящий хочет свести сложную тему к некой неоспоримой истине, тем самым разрубив гордиев узел неоднозначности вещей.

Некоторые такие клише действительно содержат в себе христианскую мудрость. Но, как и со всеми афоризмами, проблема вот в чем: чтобы быть понятым правильно, всякое лаконичное выражение требует развернутого толкования. Христианское общение и христианская литература усеяны афоризмами, которые верны лишь в одном конкретном смысле. Там, где они первоначально были сказаны (в том числе в Библии), они передавали истину. Вне своего изначального контекста – они как поезда, сошедшие с рельс, – вышедшие из-под контроля и представляющие опасность. 

Частичная истина намного опаснее стопроцентной лжи. Частичная истина о наших отношениях с Богом может нанести ущерб нашей вере.

Мне не раз приходилось слышать от христиан приблизительно следующее: «Мы будем молиться, и Бог не допустит, чтобы…»; «А я верю, что Бог не допустит…» и т.п. Ситуации, в которых так говорят, разнообразны как сама жизнь. Суть идеи – одна и та же: Бог непременно совершит что-то особенное для тех, кто в Него верит и кто молится Ему. С неверующими могут происходить все вообразимые беды. Потому что у них нет Божьей защиты. А вот верующие – совсем другое дело.

Классическое место Писания (хотя и не единственное, есть много других), которое при этом звучит – псалом 90. Если вы забыли или не знаете, о чем там, то почитайте. Браузер вас подождет… Подождет…

Ну вот. Вы освежили содержание псалма в памяти. Теперь болезненный вопрос: применим ли этот псалом к вам напрямую? Последнее слово очень важно. В нем и кроется вся загвоздка. Ведь здесь говорится о том, как Бог охраняет человека, возложившего свое упование на Него. Идея псалма проста: если ты надеешься на Бога, то «не приключится тебе зло» (ст.10); если ты возлюбил Бога, то Бог избавит и прославит тебя, ты будешь жить долго и счастливо (ст.14-16).

Если я верующий в Бога, надеющийся на Бога и любящий Бога человек, то вроде бы это обо мне. И Бог, в которого я верю, это тот самый Бог, о котором здесь речь. Значит – псалом обо мне и для меня. Но если быть честным, то вряд ли кто-то из нас сможет сказать, что в его жизни исполнялось все то, что здесь обещано живущему под кровом Всевышнего. Выходит, либо с нашей верой что-то не так, либо с Богом? Второе мы, ясное дело, отметаем. Остается первое. При таком варианте может прозвучать другая христианская сентенция: «Мало молился!». Она заслуживает отдельного рассмотрения. Но этого мы сейчас делать не будем. Нет, не мало молился. Не в этом дело. А дело в том, как устроена Библия.

Всякий стих в Библии – часть главы. Всякая глава – часть книги. Всякая книга имеет свое место в развивающемся Божьем откровении, кульминацией которого является Христос и новый завет, заключенный со всеми верующими в Его крови. Основные строительные блоки искупительной истории – заветы. Типичный христианин (Ах! Если бы это было несправедливым обобщением!) читает Библию как сборник афоризмов. Христианские открытки-магниты-майки-календари усиливают эту тенденцию. Поэтому христианину кажется, что афоризм имеет универсальный характер. Но это не так. Он – часть определенной системы отношений человека с Богом. Правильно он может быть истолкован только с учетом всей этой системы, т.е. завета. Книга Псалмов – часть В/ветхого З/завета (во-первых, части Библии; во-вторых, написана в рамках определенного договора Бога с людьми). Бог вывел израильтян из Египта и заключил с ними договор: Я буду Твоим Богом, ты будешь моим народом; будешь меня слушаться – Я тебя благословлю, не будешь – прокляну. Именно в контексте этого завета и написан псалом 90. Он не изобретает ничего нового. Он лишь поэтически выражает то, что написано, например, во Втор 28. Являюсь ли я сегодня участником того, старого завета? Естественно, нет. Я состою с Богом в другом, новом, лучшем завете. Это тот же самый Бог. Он так же могуч. Он так же верен Своим обещаниям. Но что он обещает в этом новом завете? А еще важнее – чего не обещает?

Новый завет не обещает, что Бог будет хранить нас от зла (болезни, войны, бедность, что угодно) при условии нашей верности ему. Все, что мы получаем в новом завете, мы получаем верой благодаря тому, что совершил для нас Христос. Но это касается нашего спасения. Нам гарантирована духовная сохранность, а не физическая. Уверенность именно в этой сохранности выражает апостол Павел в конце своей жизни (2 Тим 4:18). Здоровье потеряно, богатства потеряны, друзья потеряны, он сидит в тюрьме. Кто, как не он, был верен Богу? Мне даже сложно представить, как Павел говорит: «А я верю, что Бог не допустит…». Вся его христианская жизнь прошла в соответствии с обещанием Иисуса о том, сколько ему предстоит пострадать за имя Христа (Деян 9:16).

Бог обещает спасение по благодати и все, что нужно для доведения этого спасения до конца (Флп 1:6). Он обещает все необходимое, чтобы нам жить в соответствии с этим спасением (2 Пет 1:3). Вот, в принципе, и все. Остальное  может быть предметом наших просьб к Богу. Но Он может ответить «да», а может ответить «нет». Утверждать, что «Бог не допустит» - чаще всего значит выдавать желаемое за действительное.

Характер нашей молитвы сильно изменяется, когда мы взываем к Богу, понимая, что Он может исцелить, а может сломать. И никто из нас не скажет Ему: «Что ты делаешь?!».

Бог не допустит? Откуда ты знаешь? А ты готов к тому, что допустит?         
                              

2 комментария:

  1. Хорошее рассуждение. Действительно, сегодня многие забывают о том , что нам дано не только веровать в него, но и страдать за него - и в страданиях намного больше славы.

    Насчет того, что многие читают Библию как сборник афоризмов - четко подмечено!

    ОтветитьУдалить
  2. Дзякуй за грунтоўны артыкул. На жаль, "тыповы" хрысціянін сапраўды чытае Біблію так, як ты апісваеш

    ОтветитьУдалить