среда, 21 мая 2014 г.

Дух века: виртуальный эксгибиционизм


Когда одна моя знакомая каждый день ездила к себе в училище, ей приходилось проходить через большой городской парк. Как правило, прогулка через парк – занятие приятное. Но прогулка через тот парк редко приносила радость молодым особам женского пола. Они знали, что в лабиринте деревьев, дорожек и скамеек водится необычный молодой человек. Он всегда ходит в длинном плаще, готовом распахнуться в любой момент и отрыть взору прохожих то, что могло бы стать хорошим наглядным пособием на уроке анатомии. Вот только вряд ли у проходящих девушек был интерес к этой наглядности. Они спешили на занятия по совершенно иным дисциплинам.

Думаю, у большинства людей эксгибиционисты вызывают отвращение и возмущение. Но что они делают не так? В чем именно моральная проблема их поведения? Ведь можно сказать, что они просто делятся радостью о том, чем их наделила природа. Радость ведь неполная, если ей не поделиться. Или же можно сказать, что они проявляют честность и открытость. Но на самом деле, мы знаем, что они ищут некоего удовольствия для себя. Удовольствия, которое представляется сомнительным для большинства окружающих. Мы считаем, что они демонстрируют публично то, что предназначено для личного использования и демонстрируется только в определенном месте в определенное время определенным людям. Мы считаем, что они переходят рамки приличия.

Но какие же мы лицемеры! Ведь наше общество давно уже выбросило на свалку само понятие рамок приличия. Мы ценим смелость, дерзость и ту самую открытость. Мы раздеваемся (открываемся) насколько хватает смелости. Но при этом браним эксгибиционистов – самых последовательных и радикальных борцов за раскрепощение.

Но если вы абсолютно чисты и целомудренны в вопросах внешнего вида; если вы уверены, что современная культура не просочилась в ваше кристально чистое сердце; если вы не смотрите порнографию и сами не делаете себя объектом для вожделения, не спешите поздравлять себя с победой над духом века. Я хочу предложить вам поразмышлять вот над каким вопросом: не виновны ли мы с вами в эксгибиционизме виртуальном, социально-сетевом?

Позвольте мне объяснить свою логику.

Все, что создал Бог хорошо и прекрасно, не так ли? Сюда относятся все без исключения части женского и мужского тела. Но мораль строится на том, что Бог предназначил все, что у нас есть, для определенного употребления. Аморальность порнографии в том, что она разрушает границу между интимным и общественным. Она делает интимное общедоступным. Эксгибиционист нарушает этот же принцип. Такие библейские понятия как скромность, стыдливость и целомудрие предполагают, что мы знаем эту разницу между личным и публичным.

Теперь давайте расширим сферу применения этого принципа. Ведь Бог нас наделил не только телами. Он нас наделил талантами и способностями. Он дал нам определенное положение в обществе. Он дал нам материальные блага. Кому-то он дал мужей, жен, детей и внуков. Кому-то он дал знакомства со знаменитостями. И так далее, и так далее. Трезвость и скромность от нас ожидается во всем. Например, в 1 Кор 4:7 Павел упрекает коринфян, которые выставляли напоказ свои дары и духовные достижения. Он напоминает им, что все, что они имеют, они получили. Поэтому скромнее нужно себя вести.

Но не такова человеческая природа.

Мы долго смотрели в экраны телевизоров и завидовали тем людям, которых «показывают». Мы ехали на капитал-шоу «Поле чудес», чтобы «пользуясь случаем, передать привет семье, коллегам и прочим». Но вот появились социальные сети! Революция! Если революция 1917 года сулила народу землю и заводы, то социально-сетевая революция сулит всем нам возможность стать звездами интернета. И мы начинаем вести себя как знаменитости. Мы ведь все знаем про знаменитостей. Все про личную жизнь Галкиных-Пугачевых-Киркоровых. Современная знаменитость – это человек, который сознательно и систематически выставляет напоказ все, что в его жизни есть. Он раздевается перед камерой и исповедуется репортерам таблоидов.

Соцсети сделали многих из нас эксгибиционистами со звездной болезнью. Мы обнажаем интимное перед всем миром и при этом испытываем удовольствие. Происходит переопределение той самой нормы приличия. Позвольте мне привести несколько примеров того, что я считаю как минимум странным с точки зрения старых представлений о приличии. Все совпадения прошу считать случайными. А если они не случайные, то это, скорее всего, говорит о массовости явления. Просто вы – часть этого явления. Вы поступаете по новой норме. Поэтому обижаться на меня не надо и удалять из друзей в фейсбуке тоже.

Действительно ли нужно каждый день писать, куда ты поехал, что увидел, какое у тебя настроение и что ты планируешь дальше? То есть, ты уверен, что за тривиальными событиями твоей жизни следят? А может, ты просто забиваешь ленту своих друзей информационным шумом?

Ты размещаешь свое фото рядом со знаменитостью. Что ты хочешь этим сказать? Ничего? Просто так? Да ладно. Просто так даже мухи не летают. Подумай.

Муж поздравляет жену с днем рожденья в своем статусе. А что, ты сейчас в другой стране и там не работает телефон? А что нельзя личным сообщением? Нет, ты ведь хочешь паблисити. Это то, чем живут звезды.

Отдельная тема – подарки, торты, походы в ресторан и прочее. Тебе подарили букет? Фотографируй скорее, пока цветы не завяли! И обязательно напиши, что ты благодарна Богу за такого чудесного мужа. Также все твои 276 друзей должны знать, что было написано на торте в твой день рождения, а также какого цвета были суши, и какой толщины слой пенки на кофе.

Вообще, можно демонстрировать все что угодно. Главное предварять это словами: «Слава Богу за…». Слава Богу за мой новый Ягуар! Слава Богу за поездку на Канары! Да… А вот тут мы на пляже… А вот тут мы в пятизвездочном отеле… Как благ Господь! Прославим Его вместе за все Его дары!

Точно так же можно писать обо всех проблемах и всем, что портит тебе настроение. Главное предварять это словом «молитесь».

Я рад за всех, кто бы что ни имел, ни попробовал, и где бы он ни побывал. Я рад за всех, кого Бог одарил фотогеничной наружностью (и даже на селфи вы неотразимы). Искренне рад, если у вас золотой муж, прекрасная жена и забавные детки. Но думается мне, что пора качнуть маятник в другую сторону. Мы достаточно сказали о себе и достаточно показали себя. Мы утеряли чувство умеренности и скромности. Мы занимаемся наглой саморекламой.

Нам нужно ясно осознать, что граница между личным и публичным – это граница между стыдом и бесстыдством, скромностью и хвастовством, праведностью и грехом. Не самая приятная вещь – признавать себя виновным в том же, чем грешат создатели порнографии и оплащеванные повелители парков. Но куда деться от этого вердикта? Разве наш и их грех не из одного теста слеплен?      

Поэтому не спеши фотографировать.

Не публикуй.

Оставь при себе.

Не выставляй напоказ.

Скрой.                    

Мир от этого не пострадает. Может даже наоборот.            

10 комментариев:

  1. Отличный пост. Спасибо. Извините, что публично...:-)

    ОтветитьУдалить
  2. Даа.. во всем могут быть перекосы. Спасибо за очередную статью, Толик. Мне очень первая часть понравилась про лицемерное отношение к грехам. У всех "порядочных" славян на устах сегодня "омерзительный канчита", но почему же вам можно грешить в открытую, а ему нельзя? Я бы предложила такую тему для обсуждения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. Нам кажется, что у нас все нормально и в рамках "приличия".

      Удалить
  3. Как-то внутри себя тоже чувствовал это, что как-то сомнительно писать обо всех моментах своей жизни. Но больше всего у меня вызывает противоречий, когда ты хочешь рассказать, в какой поездке ты был, но что ты при этом рассказываешь о поездки для служения другим?.. и вообще, а было ли это служение.. Спасибо за пост.

    ОтветитьУдалить
  4. Где грань? Публиковать личные стихи - эксгибиционизм?

    ОтветитьУдалить
  5. Грань - это важно. Ее нужно искать. Нет строгих, формальных правил. Публиковать личные (не уверен, что правильно понимаю здесь это слово: "свои"?) стихи если их содержание приемлемо для широкой публики - не эксгибиционизм. Эротические стихи, посвященные жене - эксгибиционизм. Это как с понятием "целомудрие". Библия его использует, но нигде не дает технического определения, что это такое.

    ОтветитьУдалить
  6. Я так понимаю, что "виртуальный эксгибиционизм" вы распространяете не только на сферы интимного. В вашем понимании это любая нескромность и хвастовство (случай с книгами, подаренными известному проповеднику в Америке). Не является ли эксгибиционизмом-хваствством назвать себя "неизлечимым боголюбом"? Ведь только другие люди и Бог должны давать оценку нашему боголюбию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если хотите перевести разговор в личную плоскость, то я не против. Отвечу на ваши вопросы. Вы только представьтесь. И не горячитесь.

      Удалить
    2. Честно сказать, мне не понравилось обвинение в виртуальном эксгибиционизме А. Прокопенко. Но вопрос скромности таков, что как только ты признаешься в свой скромности...
      Писала здесь и выше Л. Васильева. Ничего личного.

      Удалить
  7. Нет проблем. Признаться, не то чтобы мне самому все до конца нравилось в том, как я высказывался на этот счет. Я услышал достаточно критики за свое деяние, в чем-то справедливой. С другой стороны, полностью отказаться от своей идеи и от применения ее к данному конкретному случаю не могу. Я действительно искренне ищу ту самую "грань". Меня беспокоит то, что она очень далеко сместилась. Поэтому я высказываюсь и готов принимать в свой адрес камни.

    Что касается вопросов к названию блога, я думаю, что это ничего общего с данной темой не имеет. Это никак не связано с моей оценкой себя и своего благочестия. Мне кажется, это очевидно. Одно пожелание: всегда удобнее обсуждать что-то непосредственно там, где это происходит; если в ФБ - значит в ФБ, если в блоге - значит в блоге. Перекрещивание каналов вносит некоторую путаницу.

    Так или иначе, спасибо за обратную связь и неравнодушие, Лариса! :)

    ОтветитьУдалить